Меню
#ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Изменения в финансовом и бухгалтерском учете: что нужно знать бизнесу
С 1 января 2018 года вступят в силу очередные изменения революционного характера, главным из которых станет упрощение формы первичных документов. Советник министра финансов, глава совета директоров аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры» Елена Макеева поделилась с участниками мероприятия CEO Club Ukraine, на что именно стоит обратить внимание.
Правки в закон о бухгалтерском учете приняты и подписаны Президентом. Уже с нового года жизнь бухгалтеров значительно улучшится. Надо сказать, что правки изначально готовились с целью привести национальное законодательство в соответствие с требованиями европейских директив, это наше обязательство в рамках подписанной Ассоциации с Евросоюзом.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА
Закон предполагает самостоятельный выбор удобной для компании формы организации бухгалтерского учета: от создания собственной бухгалтерской службы до передачи бухгалтерской функции на аутсорсинг юридическому или физическому лицу-предпринимателю.

Преимущества аутсорсинга очевидны: штатный главный бухгалтер несет ответственность в рамках своей зарплаты, в то время как предприниматель — всем своим имуществом. Кроме того, урегулирование споров со штатным главным бухгалтером лежит в плоскости трудовых споров, спор с аутсорсинговой компанией или частным предпринимателем – это уже компетенция хозяйственного суда. Правда, аутсорсинг чаще дороже, чем главный бухгалтер в штате.

Как и раньше, закон позволяет самостоятельное ведение бухгалтерского учета директором предприятия, однако есть исключения. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна публиковаться, и в бюджетных учреждениях.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, как и прежде, несет сам директор. Также, в отдельных случаях, предусмотренных законодательством Украины, к ответственности может быть привлечен и собственник.

Следует обратить внимание, что финансовая отчетность подписывается и директором, и главным бухгалтером. В случае бухгалтерского аутсорсинга, по новым правилам, отчетность подписывается директором такой бухгалтерской (аудиторской) компании или предпринимателем, в зависимости от избранной формы организации бухгалтерского учета. Обратите внимание, что финансовая ответственность аутсорсинговой компании, прежде всего, определяется условиями договора. Будьте внимательны, подписывая договора аутсорсинга бухгалтерских услуг с аутсорсинговой компанией или частным предпринимателем, который оказывает бухгалтерские услуги. Чаще всего, такая ответственность ограничивается уплаченным за год гонораром.
ПЕРВИЧНЫЙ ДОКУМЕНТ
Как известно, с начала 2017 года инвойс стал единственным первичным документом. Как и ранее, первичный документ должен раскрывать суть хозяйственной операции и иметь обязательные реквизиты, оговоренные в законе. Однако, требования к первичным документам значительно упрощены. Первичный документ может быть оформлен как в бумажной форме, так и в электронной с учетом соблюдения требований об электронной цифровой подписи.

Я бы рекомендовала компаниям утвердить правила документооборота в учетной политике компании. Если вы хотите использовать инвойс как единый первичный документ, важно установить такое правило в компании, заблаговременно предупредить своих контрагентов. И самое важное – не использовать инвойс в качестве документа на предоплату, как ранее. Европейский подход к оформлению документов требует также и европейской философии ведения бизнеса. Осуществил поставку товара или услуги, – выписывай инвойс. Предоплата может осуществляться на основании договора или любого другого документа, который не является первичным документом с точки зрения закона.

Кроме того, в договорах с вашими контрагентами вы можете оговаривать, что инвойс является единственным первичным документом, который раскрывает суть осуществленной хозяйственной операции и выписывается по окончанию осуществления такой операции.

Важно отметить, что текущие изменения бухгалтерского закона четко определили, что несущественные неточности в первичном документе не могут быть основанием для непризнания самой хозяйственной операции. Важно, чтобы по первичному документу можно было определить суть хозяйственной операции и лиц, которые принимали в ней участие.

Мы все прекрасно помним, как налоговые органы не признавали расходы лишь потому, что первичный документ оформлен как-то не таким образом или какой-то реквизит отсутствует. По сути, текущие изменения забирают право и контролирующих органов не признавать хозяйственную операцию в силу неверно оформленного первичного документа, а значит и расходы для целей налогообложения. Наконец-то основной принцип бухучета – превалирование сущности над формой, возможно, очень скоро станет всеобщей практикой.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Текущие изменения забирают право и контролирующих органов не признавать хозяйственную операцию в силу неверно оформленного первичного документа.
Новая классификация предприятий адаптирована к европейским нормам. Теперь все компании делятся на микро, малые, средние и крупные – каждая категория имеет свои критерии. Введен новый термин для украинской экономики — предприятие общественного интереса. Сюда входят акционерные общества, эмитенты ценных бумаг, банки, страховые компании, а также крупные предприятия. Соответственно, для таких компаний установлены дополнительные требования к раскрытию информации, в частности.
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Во-первых, финансовая отчетность более не является конфиденциальной. Любое физическое или юридическое лицо может написать запрос о предоставлении такой информации и предприятие обязано такую информацию (документацию) предоставить на запрос.

Во-вторых, крупные предприятия обязаны создавать бухгалтерскую службу с главным бухгалтером во главе и составлять финансовую отчетность по международным стандартам (МСФО). Также крупные предприятия должны составлять новый отчет – Отчет об управлении – и ежегодно размещать отчетность вместе с аудиторским заключением на своем Интернет-сайте.

Средние предприятия также будут составлять Отчет об управлении, однако они могут ограничиться лишь финансовой информацией в нем. Единой формы такого отчета нет, вполне возможно, что Минфин разработает рекомендации к его составлению. Размещение финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением на сайте компании является новым требованием и для среднего бизнеса в новой классификации.

Новые требования к финансовой отчетности и ее публикации не касаются малого и микро бизнеса.

Революция в бухгалтерском учете состоит в том, что сегодня мы способны значительно упростить работу бухгалтеров, уменьшить количество часов на ведение учета, составление отчетности и оформление первичных документов. Используя единственный документ – инвойс, да еще и в электронном виде, мы в разы ускоряем процесс ведения учета. Правда, не все бухгалтера готовы на такие кардинальные изменения, по-прежнему не доверяя налоговым органам.

И последнее, использование европейских стандартов, прозрачность и открытость бизнеса – это формирование не только позитивной деловой репутации бизнеса, а и увеличение его стоимости в будущем.