#ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Airbnb комьюнити и экономика совместного потребления
На встрече CEO Club в формате Business Breakfast Андрей Вербицкий, СЕО Airbnb в Центральной и Восточной Европе, Турции, Израиле и России, рассказал о том, как всего за 10 лет Airbnb стала самой большой онлайн-платформой аренды жилья в мире, изменив правила в $500-миллиардной гостиничной индустрии, построении доверия и планах на будущее.
История Airbnb
Все началось с решения насущной проблемы. Оставшись без работы и арендуя жилье, двое ребят из Сан-Франциско искали, чем бы заняться. В то время, в городе проходил симпозиум, и они вытащили надувные матрасы и приняли людей – отсюда изначальное название AirBed&Breakfast. Нашлись три клиента, которые, деля квартиру, впоследствии стали друзьями. Так возникла идея создать комьюнити арендодателей и гостей.

Airbnb – это онлайн-площадка для аренды жилья. Мы не владеем и не управляем ни одной квартирой. Тем не менее, мы растем и увеличиваем прибыль. Сейчас мы присутствуем в 191 стране мира, 65 тыс. городах и предлагаем 4,5 млн объектов – от квартир до островов. Цена некоторых предложений достигает 25 тыс. долларов в день. Нашим сервисом уже воспользовалось 300 млн человек.

Компании Airbnb уже 10 лет. Первые 4, даже 5 лет, рост был довольно плоский, мы набирали нетворк и объекты, а сейчас – каждый год удваиваемся. За эти годы мы пришли к выводу, что путешествие намного больше, чем место, где можно разместиться за адекватную стоимость. Мы проанализировали проблемы, с которыми зачастую сталкиваются путешественники и вывели два вектора. Во-первых, мечтая о волшебных направлениях, мы оказываемся в западне массового туризма, стоим в очередях и тратим время впустую. Во-вторых – планирование хорошего путешествия, сопровождается стрессом, тоже отнимающим не один час. Так мы начали второй этап нашего развития, «easy to book», который охватывает транспортные услуги, времяпровождение, аренду транспорта.

Также у нас есть направление Аirbnb for Business. Мы работаем с Google и другими крупными компаниями: они останавливаются в Airbnb-квартирах, а не в отелях.
Впечатления и опыт
Сейчас большой запрос на сервисы, которые воплощают концепцию совместного потребления (Sharing Economy) как бизнес-модель.
Airbnb дает возможность сдавать в аренду жилье, а также предоставляет платформу для установления контакта между хозяином и гостем. Специфика нашего продукта: акцент на человеческую часть. Мы считаем, что главное – это experience. Путешествуя, люди хотят получить аутентичный и уникальный опыт. И, в то же время, чувствовать себя как дома. Home и experience – это возможность заглянуть за ширму того или иного города, культуры, традиций, пообщаться с местными жителями, понять их изнутри.

Мы гордимся комьюнити хозяев: их истории дополняют этот опыт. Мы вдохновляем на путешествия, на разнообразные туры, мероприятия, чтобы посетители смогли получить каждый раз новые впечатления и experience.
Концепция Sharing Economy
Сейчас большой запрос на сервисы, которые воплощают концепцию совместного потребления (Sharing Economy) как бизнес-модель. И Airbnb – среди лидеров направления.

Термин Sharing Economy описывает модель, основанную на коллективном использовании товаров и услуг. Иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, а не владеть им. Поколение миллениалов ценит опыт, а не вещь, уникальность и доступ, а не владение.

У поколения Z потребность еще более воздушная – это впечатление. Тут важную роль сыграли цифровые технологии. Взрывная история различных прикладных приложений дала возможность таким компаниям, как наша, добиваться успеха и высокого уровня доверия, не владея недвижимостью и не зная ни одного из участников транзакции. Без технологий такая платформа не была бы возможной.
Переход от горизонтали к глубокой вертикали
Простые возможности от горизонтали переходят к продуманной и глубокой вертикали. Обычная доска объявлений углубляется отзывами, верификацией, и образует вертикальную транзакцию от начала до конца.

На примере Airbnb можно наблюдать такой переход: сначала бабушка стоит на вокзале с табличкой об аренде жилья, далее подобное объявление размещают в газете, затем – на онлайн-агрегаторе. Airbnb завершает этот переход как специализированная платформа по найму частного жилья. С уровнем специализации растет уровень удобства и уровень доверия. Больше транзакций – это больше предложений и больше комфорта.
Инструменты надежности и удобства
Наша задача состоит в том, чтобы убедить незнакомых и, может быть, не говорящих на одном языке людей, поверить друг другу.
Доверие – важная часть всей системы Airbnb. Наша задача состоит в том, чтобы убедить незнакомых и, может быть, не говорящих на одном языке людей, поверить друг другу. Мы 4 года искали формулу, как создать такой уровень доверия, чтобы хозяин отдал ключи незнакомцам, а для путешественника возможность посетить новые места была наполнена только приятными моментами.

Пользователи Airbnb уверенны друг в друге, так как все участники обязаны предоставить данные паспорта, счет, социальные платформы. Все фотографии жилья обязательно подтверждены, отзывы оригинальны и имеются гарантии за порчу имущества. Это фабрика доверия. Именно это стимулирует людей отказываться от скучных предложений отелей.

Пользователи делают рекламу за нас. Рекомендация близкого человека мотивирует попробовать сервис. Поэтому отзывы – важная часть в построении доверия между участниками платформы. Путешествия оцениваются по шести критериям: встреча и заселение, коммуникация между сторонами, чистота жилья, расположение, точность, цена и качество. Внимательный и точный хозяин будет иметь высокую оценку и больше заказов.
Airbnb в Украине
С точки зрения рынка Украины – тенденции позитивные. Люди путешествуют, хотя параметры поиска отличаются, и мы обязаны предлагать оптимальный вариант. Наша робота – создать баланс спроса и предложения. Нужно, чтобы внутренним и иностранным клиентам было интересно. Сейчас число украинских пользователей Airbnb растет на 30-40 % в год. Среди наиболее популярных мест: Одесса, Киев, Львов, Харьков. Конечно, Одесса в плане путешествий имеет ярко выраженный сезонный характер, а Киев – менее ориентирован на сезоны.

Для украинцев важно быть уверенными в надежности сделок, а также – опыт общения и демонстрация гостеприимства. С приходом Airbnb в Украину заграничные туристы чувствуют себя спокойно, получают ожидаемый сервис и финансовую безопасность.