Меню
#ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Обучение за границей: ожидания и реальность
В рамках встречи родительского клуба CEO Club Ukraine эксперт по альтернативному образованию, соосновательница DEC Education Наталья Тарченко развеяла главные стереотипы об образовании за рубежом и рассказала с чем реально придётся столкнуться при поступлении и обучении.
В советское время главной ценностью было количество лет, которое ты работаешь в одной компании. Тогда особенно гордились золотой медалью по окончании школы и красным дипломом после выпуска из университета. Сейчас эта парадигма совершенно не работает. Цель образования – первый вопрос, который надо себе задать.

Основная концепция нашей компании – это life-long learning. Мы верим, что человек должен учиться и развиваться всю жизнь. Поэтому всё, что мы делаем, направлено на то, чтобы привить эту философию детям. Любовь к учёбе позволит поддерживать к ней интерес в разных обстоятельствах, а родительский пример может дать больше, чем диплом университета.

Выбирая лучший путь для своего ребёнка, многие отдают предпочтения зарубежным университетам. Нужно быть готовым, что ожидания и реальный опыт будут отличаться. Существует 10 основных мифов об обучении за рубежом, которые строятся на ожиданиях родителей от поступления, адаптации и учёбы их ребёнка.
Миф 1: Деньги решают всё
Многие родители считают, что если ребёнку не хватит знаний для поступления в престижный вуз, то они компенсируют их деньгами. Оплата – необходимое, но недостаточное условие для поступления. Конкурс в престижные школы и вузы может составлять более 100 человек на место. Следует учитывать, что там в первую очередь оценивают знания и достижения ребенка. Поэтому лучше заранее приготовиться к написанию сочинения, участвовать в разных проектах, активно учиться новому.
Миф 2: Главное – поступить
Кажется, что после поступления можно расслабиться и родителям, и ребёнку. Но учиться за границей намного тяжелее, чем поступить. Часто наблюдается падение успеваемости из-за преподавания академических предметов на английском. Ребёнок находится в стрессе из-за новой среды, удалённости, разницы в менталитете и культуре. Не стоит вылетать первым самолётом, чтобы на месте решать какие-то вопросы: дайте ребёнку шанс научиться самостоятельности. Тут важна психологическая готовность родителей отпускать и, в то же время, поддерживать своё чадо в процессе обучения. Для снижения стресса оптимально готовиться к поступлению за полтора-два года до него.
Миф 3: Самый рейтинговый вуз – лучший
Конкурс в престижные школы и вузы может составлять более 100 человек на место.
Зачастую родители ориентируются на оценки вузов в популярных международных СМИ. Общие рейтинги Times, Guardian и других изданий показывают усредненное место учебного заведения. Но при поступлении нужно учитывать отраслевые рейтинги в выбранной сфере деятельности или специальности. К примеру, University of Sheffield занимает первое место в рейтинге Guardian по направлению «журналистика», а его общий рейтинг в этом же издании – 40 место. Следует понимать, что учебные заведения не гарантируют 100% успеха в жизни. Многие знаменитые или богатые люди не заканчивали «Лигу плюща».

Важна и мотивация вашего ребёнка: 90% успеха при поступлении зависят от него, а не от вас, а 100% усилий во время учебы полностью в его руках.
Миф 4: Амбиции родителей важнее желаний ребёнка
Родители стремятся дать детям то, чего у них не было. Но нужно отталкиваться от способностей и склонностей ребенка, а не от ваших нереализованных желаний. Вы можете заставить ребёнка поступить, но не сможете контролировать его в другой стране. Без самомотивации ребёнок не закончит учебу, в которую вы вложили столько денег, усилий и времени. По статистике более 80% выпускников в Украине не работают по специальности, полученной в университете. Часто именно родители навязывали её студентам. 68% детей, которые пошли в первый класс, будут работать по специальностям, которых ещё не существует. Потому неважно, что выберет ваш ребёнок сейчас, главное – что сделает его счастливым. Нужно идти за увлечением ребёнка, его хобби и так найти тот «икигай», который объединит интересы, потребности и прибыль. Дети кристаллизуют свои желания только попробовав что-то.
Миф 5: Высокий балл по английскому гарантирует успеваемость в обучении
Один из критериев отбора – это стандартизированные тесты. К ним надо специально готовиться, даже если у ребёнка хороший английский. Некоторые британцы/американцы не могут сдать IELTS/TOIFL на высокий балл. Ведь кроме знания языка (разговор, письмо, грамматика), нужно понимать необходимую логику ответа и вложиться в выделенное время. Без подготовки тяжело сформулировать и рассказать/написать ответ в сжатые сроки.

Ещё один аспект – это академический английский, на котором преподаются специализированные учебные предметы (физика, математика, химия, история). Даже свободный английский не гарантирует лёгкого понимания специализированного запаса терминов – это одна из основных причин падения успеваемости в 1-2 семестрах.
Миф 6: Хороший аттестат превыше всего
Многие ставят себе за цель получить хороший аттестат после учёбы за рубежом. Аттестат важен, но только как формальность. Планируя обучение за границей, смотрите шире и ориентируйте ребенка на получение более разноплановых возможностей. Часто намного важнее опыт общения в мультинациональной среде, знакомство с менталитетом, культурой другой страны. Перед студентами открыта возможность участвовать в международных проектах – социальных, научных, благотворительных, а также налаживать связи и контакты на всю дальнейшую жизнь.
Миф 7: Лучше поступать в проверенные места
По статистике более 80% выпускников в Украине не работают по специальности, полученной в университете. Часто именно родители навязывали её студентам.
Выбирать вуз по рекомендации – ошибочный путь. Ваш ребёнок уникален, у него свои способности, навыки, умения и симпатии. Поэтому выбирайте школу/вуз исходя из способностей и интересов детей. Постарайтесь определиться с будущей сферой деятельности ребёнка заранее. Он должен проявить себя к этому времени: попробовать различные курсы, летние лагеря, а также научиться сотрудничать и работать в команде.

На этапе выбора вуза стоит съездить в ознакомительную поездку, проконсультироваться с экспертами. Обращайте внимание не на рейтинг вуза или профильные навыки, а на возможность развития компетенций ребёнка: самостоятельность, алгоритм принятия решений, коммуникационные навыки и тп. Soft skills – самый важный критерий в выборе учебного заведения.
Миф 8: В Британии ребёнок будет учиться с британцами
Если ребёнок едет в Великобританию – это совсем не значит, что его соучениками будут англичане. В кампусе, скорее всего, он будет жить с такими же иностранцами, как и он. Большинство учебных заведений поощряют мультинациональность и, вместе могут учиться представители 60-70 различных стран. В такой среде нужно уметь ладить с представителями других культур и активно с ними взаимодействовать: реализовывать совместные проекты, быть терпимыми, соблюдать политическую и религиозную корректность. Если ребёнок сможет находить с ними общий язык – это прекрасный навык.
Миф 9: Поведение в кампусе не влияет на учёбу
На первый взгляд, поведение в кампусе, – это мелочь. Но даже она имеет свои особенности и к ним нужно готовиться заранее. Ребёнок должен понимать, что дисциплина и правила очень важны, а некоторым вещам, которым его учили раньше, здесь не место.

Во многих частных школах существует жёсткий распорядок дня и предписания, а их нарушение наказывается вплоть до отчисления. О нарушении дисциплины или других проблемах необходимо сразу рассказывать кураторам, не стоит пытаться выяснять отношения самостоятельно. Многие вещи, на которые у нас закрывают глаза, за рубежом неприемлемы. Например, из-за списывания или копирования из интернета? работу могут аннулировать, а при в случае повторения – исключить.
Миф 10: Всё будет хорошо, если родители активно участвуют в процессе обучения
Из-за списывания или копирования из интернета работу могут аннулировать, а при в случае повторения – исключить.
Мы все желаем нашим детям лучшего. Большинство студентов и родителей успешно справляются с поступлением, учёбой и последующим переходом во взрослую жизнь. С вашей верой и поддержкой ребёнок будет увереннее, но важно не отнимать у него возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Наши дети – это люди мира. Мы должны научить их, что границ нет. И образование за рубежом – это лучшая альтернатива, которую родители могут им дать.
7 необходимых навыков для выживания в меняющемся мире
Часто говорят о том, что школа даёт знания, которые далеки от практического применения. Это не совсем верно в отношении современных школ, направленных на развитие компетенций. Они дадут вашему ребёнку 7 необходимых навыков для выживания в меняющемся мире:
1
Критическое мышление и решение задач: умение задавать правильные вопросы, чтобы добраться до сути проблемы;
2
Сотрудничество в сети и лидерское влияние: умение создавать команды и вдохновлять их на достижение результата;
3
Проворство и адаптивность: умение адаптироваться и быстро обучаться новым навыкам;
4
Инициатива и предпринимательский дух: не бояться пробовать, ошибаться, делать выводы и идти дальше;
5
Эффективная вербальная и письменная коммуникация: умение чётко и точно доносить свои мысли и идеи;
6
Поиск и анализ информации: умение среди потока информации вычленить и проанализировать самую релевантную;
7
Интерес и воображение: умение задавать правильные вопросы, а не давать правильные ответы.
Как минимизировать разочарование?
Есть несколько советов, которые помогут вам в выборе учебного заведения. Вначале посмотрите внимательнее на природные склонности ребенка, его призвание и таланты. Поощряйте разнообразные занятия, активный отдых, отравляйте в летние лагеря. Поезжайте вместе в ознакомительные поездки. Обсуждайте и рефлексируйте каждое образовательное путешествие. Ваши впечатления дадут вам гораздо больше информации, чем рейтинг влиятельного издания.