Меню
#ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Мировые тренды в образовании и что из этого ждать в Украине
О том, какие тренды будут определять изменения в образовании в течение следующих 20-30 лет, и что следует сделать с украинским образованием, чтобы идти в ногу со временем, Иван Примаченко, основатель образовательной онлайн-платформы Prometheus, поделился на мероприятии CEO Club Ukraine.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
После запуска Стэнфордским университетом в 2011 году первых массовых онлайн-курсов в сфере образования произошли значительные изменения. Сегодня можно привлечь лучшего преподавателя страны или мира, разработать с ним курс и мгновенно охватить тысячи или даже миллионы людей. Таким образом, в расчете на одного студента-слушателя стоимость такого курса будет символической, а «производительность труда» преподавателя – колоссальной.

Цифровые технологии позволяют не просто улучшить организацию образовательного процесса, они могут фундаментально изменить общую модель. Например, в будущем с помощью искусственного интеллекта можно будет взять урок, скажем, у смоделированного Аристотеля. Лекции и индивидуальные консультации ведущих интеллектуалов любого периода будут доступны каждому.
ПЕРЕХОД ОТ «ПАССИВНОГО» ОБУЧЕНИЯ К «АКТИВНОМУ»
Несмотря на доступную информацию о том, как учится человек, большинство образовательных форматов сегодня остаются достаточно пассивными.
Несмотря на доступную информацию о том, как учится человек, большинство образовательных форматов сегодня остаются достаточно пассивными. Ожидаемым изменением должен быть переход к «активному» обучению: если в «оффлайне» речь идет о семинарах, обсуждениях, практических работах, то в онлайн-курсах это интерактивные задания, мобильные приложения.

Следующий шаг – использование дополненной реальности. Возможность увидеть учебный контент (карту поля битвы, диаграмму, модель молекулы и т.д.), манипулировать этими предметами: например, увеличить молекулу, разобрать ее на атомы и попытаться собрать новую – важный элемент активного обучения.
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Стандартный процесс обучения в школе или университете ориентирован на реализацию программы, под темп и сложность которой подстраиваются все ученики. К примеру, класс изучает линейные уравнения в течение двух недель: выучил – молодец, не выучил – движемся дальше. Таким образом, из-за отсутствия персонализации у многих учеников появляются пробелы в знаниях, а кому-то приходится скучать.

Сейчас многие компании и институции занимаются сбором и анализом данных, касающихся учебного процесса, чтобы иметь возможность максимально подстраивать образовательные программы под потребности каждого ученика.
ОТКАЗ ОТ «ПАРТЫ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Многие знакомы с концепцией lifelong learning (обучение в течение жизни) и уже не воспринимают обучение как этап, который заканчивается, как только ты получишь диплом. В будущем связи обучения с физическим пребыванием в образовательном учреждении практически не будет. Например, уже сегодня студенты инновационного американского института MinervaProject каждый семестр переезжают в новый город, чтобы лучше погрузиться в реалии темы, которую изучают: решение проблем локального сообщества, создание стартапа в новом городе и т.п..
ОБУЧЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА КОМПЕТЕНЦИЯХ
В будущем связи обучения с физическим пребыванием в образовательном учреждении практически не будет.
Ни для кого не секрет, что сегодня школы и университеты готовят специалистов, знания и навыки которых уже не актуальны. Но что нужно сделать, чтобы обучать для будущего? Прежде всего, нужно отказаться от обязательного запоминания информации, фактов – машины справляются с этим лучше, и мы уже не составим им конкуренцию. Вместо этого для благосостояния человека важны стратегии адаптации: умение увидеть возможность, изобретательность, предприимчивость, способность контролировать свое самочувствие и эмоции. Их нельзя преподавать как стандартные предметы, а скорее нужно создавать среду, которая будет подталкивать человека к развитию «мягких» навыков и более сложных компетенций.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УКРАИНА ОКАЗАЛАСЬ СРЕДИ СТРАН-ЛИДЕРОВ В СФЕРЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
1. Реформа финансирования образования;
2. Внедрение технологий, о которых упомянуто выше;
3. Изменение процесса отбора и подготовки учителей: реформирование учебной программы в педагогических вузах, внедрение лицензирования (с последующим перелицензированием) учителей и преподавателей, и открытые конкурсы на должности;
4. Изменение качества управления образования.