Деловой этикет знакомств и общения в эпоху социальных сетей
Консультант по этикету, дипломированная выпускница Швейцарской школы международного этикета Institut Villa Pierrefeu, основательница ETIQKATE Studio Катерина Лысенко — о культуре знакомств, современных стандартах этикета и самых неочевидных их нарушениях.
ЭКСПЕРТИЗА
В пору быстро развивающихся технологий и высокой скорости жизни в деловой и светской среде особенно ценится человеческое внимание, умение вести себя достойно и красиво в любой ситуации. Иногда может показаться, что в Украине почти нет бизнес-этикета, но будьте уверены — он есть! Просто его недостаточно высокие стандарты очень ощутимы при взаимодействии с иностранцами.

Вряд ли на переговорах вы ловили себя на мысли: «Какое чудесное рукопожатие, я хочу работать с этим человеком». Скорее всего, вы думали: «Почему меня до сих пор не представили?» Как правило, мы не обращаем внимания на ситуации, когда нам было легко и комфортно, ведь это «норма». Но мы точно запомним, если хоть раз испытали любого рода дискомфорт рядом с тем или иным человеком. Задача делового этикета — уметь найти выход из неловких ситуаций так же, как и не ставить в них других.
Этикет знакомства
Знакомство двух людей — показатель вашей внимательности и воспитанности. В первую очередь нужно представиться, но даже с этим часто возникают проблемы. В основном знакомства происходят по одной и той же схеме.

У стола с закусками на кофе-брейке стоят два человека, первый более смело начинает разговор с общей фразы: — Сегодня собралась интересная публика, приятно быть на подобного рода мероприятии.— Согласен. Атмосфера вечера радует.— Меня, кстати, зовут Константин, — инициирует знакомство первый.— Меня — Олег.— Приятно познакомиться, Олег!

Далее, логичным будет вопрос: «Олег, чем Вы занимаетесь?» Но иногда он и не поступает. Диалог, приведённый выше, неинформативный и не несёт ценности. После такого знакомства легко разойтись и забыть с кем вы только что говорили. Для продуктивного нетворкинга гораздо лучше будет изначально представиться полностью, то есть назвать ваше имя, фамилию и род деятельности.
Моветон 21 века: при обмене визитными карточками достать смартфон, сделать фотографию и вернуть карточку владельцу.
Не менее важно представлять других. Если вы пришли на мероприятие со спутником или спутницей, например, с супругом или супругой — не оставляйте их самих по себе. Обязательно представляйте каждому собеседнику, иначе вы ставите в некомфортную ситуацию сразу двоих: супругу или супруга (они будут просто стоять рядом и молчать, теряясь от неловкости) и собеседника (он не будет понимать, с кем вы пришли сегодня и почему не хотите его представлять).

При знакомстве есть вероятность обмена рукопожатиями. Здесь нужно различать деловой и светский этикет: в них действуют разные правила. Во время знакомства на светском мероприятии женщина первой протягивает руку. В деловом мире нет разделения полов. Тут первым протягивает руку тот, кто выше по статусу.

Гораздо чаще знакомство обходится просто фразой «Приятно познакомиться» или подобными. Если же собеседник, не зная правил этикета, уже протянул руку первым — стоит на него ответить. Помните, что в деловом этикете рукопожатие, которое намеренно осталось без ответа, считается оскорблением!

Ещё одно неочевидное упущение — слабое и слишком мягкое рукопожатие, что чаще присуще женщинам. Рукопожатие должно быть уверенным и крепким.
Обмен визитными карточками
В обмене визитными карточками главное — это определить подходящий момент. Часто, протягивая её, можно застать человека врасплох. Не приготовившись к этой ситуации, собеседник начинает судорожно хлопать себя по всем карманам в поисках собственной карточки. Предотвратить подобную ситуацию можно единственным способом — всегда иметь визитную карточку в легкодоступном месте.

Есть несколько простых правил:
1
Визитная карточка должна быть в идеальном состоянии.
2
Визитная карточка имеет ценность. На неё потратили время, деньги, создали уникальный концепт. Поэтому не стоит ими разбрасываться и в обязательном порядке давать каждому, с кем вы обменялись парой слов.
3
Не спешите протягивать свою визитную карточку. Вначале узнайте человека, а после определите желание обменяться контактами.
4
При обмене обязательно направляйте карточку текстом к человеку.
5
Получив визитную карточку, взгляните на неё, задержите взгляд на секунду-две, изучите с обеих сторон.
6
Ни в коем случае не прячьте полученную визитную карточку сразу в сумку или кошелек, оставьте её на столе рядом с собой.
7
При этом не стоит слишком часто бросать на неё взгляд, чтобы у собеседника не возникло впечатление, будто вы постоянно забываете его имя.
8
Моветон 21 века: при обмене визитными карточками достать смартфон, сделать фотографию и вернуть карточку владельцу. Для быстрой загрузки в телефон используйте QR-код, который может быть элементом дизайна карточки.
Нетикет или сетевой этикет
Визитная карточка — это в том числе прекрасный способ позже найти человека в Facebook. При обмене профилями в FB главное — придерживаться правила номер 1: никогда не забирать у человека его телефон для того, чтобы быстрее найти свою страницу.

Смартфон — это личная вещь и мы испытываем дискомфорт, если он находится в руках малознакомого человека. Мои пожелания по личной страничке в Facebook: узнаваемая фотография, чистая «стена», отсутствие неподходящего материала на странице, стильные фотографии профиля: по ним вас должны узнавать в реальной жизни.

Социальные сети и быстро прогрессирующие технологии создали новое ответвление этикета, так называемый нетикет или сетикет. Из-за темпов изменений стандарты здесь только устанавливаются, но уже есть некие правила. Например, на ленту в Facebook действуют те же ограничения, что и при small talk: не рекомендуется говорить о политике, религии и здоровье, если только это не является вашей профессиональной деятельностью.

Понимаю, что соблазн велик, ведь эти темы набирают больше лайков и такие посты провоцируют большую активность. Но, если речь идет об имидже профессионала с точки зрения этикета, то от подобных тем я советую воздержаться.
Нет ограничений по времени размещения постов, но мессенджер и деловая переписка должны вестись хотя бы с 8 утра до 9 вечера. Все вопросы с бизнесом надо решать в этом промежутке, если ранее не оговорено о другом.
Обратите внимание на ваш контент. Если вы внутри не соответствуете тому, что декларируете, что заявляет ваш бизнес, то стоит этого избегать. Например, человек, который со сцены рассказывает о важности здорового образа жизни, просто не может иметь в своем Facebook в разделе «фотографии с ним» фото с алкоголем и/или фастфудом. Будьте ответственны, если в настройках безопасности «доступно всем», то знайте — это смогут увидеть все: от клиентов до сотрудников.

Нет ограничений по времени размещения постов, но мессенджер и деловая переписка должны вестись хотя бы с 8 утра до 9 вечера. Все вопросы с бизнесом надо решать в этом промежутке, если ранее не оговорено о другом. К сожалению, это правило часто нарушают, и письма в 2 ночи отнюдь не редкость.

В сообщениях в Facebook не стоит придерживаться слишком строгой структуры письма. Если вы добавите приписку «С уважением», то она как будто к чему-то обязывает. При этом, Facebook — это место, где люди делятся личной жизнью, достижениями и впечатлениями. Тут достаточно писать с минимальными формальностями и лаконично. Всё, что занимает большой объём, лучше отправлять на почту.

Я часто спрашиваю у себя на лекциях: «Если я скажу вам, что нашла каждого из вас в Facebook, есть ли хоть одна фотография, за которую вам будет стыдно, если я выведу её прямо сейчас на большой экран?» Я никогда этого не делаю, конечно же. Но участники задумываются.
Неочевидные, но недопустимые вещи
Во время встречи или бизнес-ланча не кладите смартфоны на стол даже экраном вниз.
Также не стоит выкладывать из карманов на стол другие вещи: портмоне, ключи от машины и т. д. Это всё должно быть спрятано или лежать где-то рядом.
Обращайте внимание на то, как вы даёте визитную карточку. Даже если вы переворачиваете её лицом к человеку, старайтесь, чтобы это не выглядело небрежно.
Книги, которые помогут лучше разобраться с этикетом
Рекомендую прочитать книгу, которую на русский перевели как «Не кладите смартфон на стол». На английском она называется Modern matters — «Современные манеры». Автор — основательница Вашингтонской школы протокола, эксперт по этикету Дороти Джонсон.

Если владение языком позволяет читать на английском, я бы советовала The Essentials of Business Etiquette: How to Greet, Eat, and Tweet Your way to Success by Barbara Pachter и The Simple Art of Business Etiquette: How to Rise to the Top by Playing by Jeffrey L. Seglin.Лучше всего про деловой этикет сейчас пишут американцы.
Справка о спикере
Катерина Лысенко — консультант по этикету, дипломированная выпускница Швейцарской школы международного этикета и протокола Institut Villa Pierrefue, основательница ETIQKATE Studio. Имеет 2-летний опыт адаптации классических стандартов этикета к украинской современности.
Похожие статьи