Меню
#ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Телекоммуникационный бизнес в ЕС: опыт Латвии
Генеральный директор крупнейшего интернет-провайдера Латвии Lattelecom Юрис Гулбис рассказал на встрече CEO Club о секретах эффективного функционирования государственной компании, с какими проблемами столкнулся латвийский бизнес после вступления в Евросоюз и как локальный продукт может победить на своём рынке такого гиганта как Netflix.
Европейское законодательство очень требовательно к бизнесу и часто мешает его развитию. Внедрение стандарта GDPR (англ. General Data Protection Regulation – Общий регламент по защите данных) обошлось Lattelecom в 3 миллиона евро и два года работы. Поэтому, до того, как Украина полноценно войдёт в Европу, бизнесменам необходимо аккумулировать средства, чтобы быть там конкурентоспособными.

Вступление в ЕС дало Латвии довольно ощутимую инъекцию финансовых средств в различные индустрии. Большинство государственных электронных систем построены на европейские деньги. К тому же, Европа дает теоретическую гарантию безопасности.
Во время кризиса из страны уехало очень много населения, потому что просто не было работы. Сейчас появился новый вызов: глобальная конкуренция айтишников, которые каждый день получают по несколько предложений о трудоустройстве.

Как это решается? Сейчас в Латвии вырастает средняя зарплата и качество жизни, что привлекает менее квалифицированных сотрудников. Начали возвращаться опытные специалисты, которые готовы завести здесь семьи и вырастить детей. Последний вариант – найм сотрудников из Украины.
Внедрение стандарта GDPR обошлось Lattelecom в 3 миллиона евро и два года работы.
Lattelecom очень повезло: у нас 51% находится в собственности государства, а 49% принадлежит частной компании, которой на 30% владеет Шведское королевство. Такая форма собственности компенсирует недостатки подходов и выдаёт хороший результат. У Lattelecom отлично отстроена система управления: Наблюдательный Совет состоит из 7-ми человек: 4 от Латвии и 3 от Швеции. Все управленцы не имеют отношения к политике.

Система работы и компенсации в компании полностью рыночная. Заработала компания – заработал менеджмент. Дальше всё каскадируется по структурам и бизнес-линиям. Так удалось устранить странности, присущие государственному бизнесу.
Когда Netflix появился по всему миру, многие местные провайдеры испугались. Но они забыли о небольшой проблеме: у Netflix практически весь контент англоязычный. Из-за этого в Латвии, например, на данный момент они покрывают всего около 5 000 человек. Всё остальное – это локальный продукт.

Перед CEO Lattelecom стоят три вызова. Первый – это организационная культура. Если в 2007-2008 годах это была культура обслуживания населения, то сегодня она трансформировалась в культуру agile. Мы должны запускать инновации на рынок практически каждую неделю. Со старым телекоммуникационным мышлением – это очень трудно. Поэтому важно, чтобы приходили новые люди со стартаповским взглядом на вещи и постепенно прививали его всему коллективу. Второй – это нехватка IT-специалистов. Третий – стало невозможно предугадать откуда появится новый конкурент. Недавно Amazon торговали книгами, а теперь открыли собственный стриминг. Эта экосистема в постоянных переменах и важно не пропасть в них.