#ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Менеджмент в эпоху сложности
Михаил Крикунов, декан Киевской Бизнес Школы, председатель правления CLUST-ua, поделился своим виденьем развития менеджмента с аудиторией CEO Club Ukraine
Первое правило менеджмента «Будь головою в облаках, а ногами крепко стой на земле». Мы поговорим о том, что же есть на этой самой земле и как на ней сохранить устойчивость в эпоху сложности.

Сегодня ведется много разговоров о том, что компания может успешно существовать и без менеджмента. Это утверждение чаще всего звучит из уст стартапов. Но и в целом складывается впечатление, что смысл слова менеджмент размывается.

Осталось много открытых вопросов касательно того, каких стратегий
придерживаться, и что бизнесу стоит взять из нашумевших идей в менеджменте. Мы часто бросаемся на западные теории и увлекаемся новыми подходами, к примеру, достаточно вспомнить недавнюю моду на scrum. Как показывает практика, не всем удается внедрить эти новшества, причины всегда есть и они разные. Вот самая распространенная, в виде истории одного бизнеса.
Сегодня ведется много разговоров о том, что компания может успешно существовать и без менеджмента. Складывается впечатление, что смысл слова менеджмент размывается.
Потребители компании А были несчастны, их удовлетворенность товаром была низка, так как его качество и производительность оставляли желать лучшего. Качество же и производительность были низкими из-за отсутствия у персонала необходимых навыков и дисциплины. Недовольство потребителей повысило давление, ощущаемое персоналом. Стресс на работе привлек к тому, что у сотрудников исчезло свободное временя и они перестали обучаться. Отсутствие обучения стало причиной отсутствия у персонала требуемых навыков и дисциплины. И то же самое давление, оказываемое потребителями, вызвало недовольство персона — его мотивация снизилась. Падение мотивации отразилось на снижении производительности

И это только один из возможных порочных замкнутых кругов, проявляющихся в организации, а их обычно больше. Менеджмент компании А ощутил снижение доходов, пытаясь поправить ситуацию стал срезать бюджеты, но тут возросло техническое и экономическое давление со стороны среды. И бизнес… лопнул, тогда только менеджмент стал учиться. Тут надо сделать акцент на том, что обучение это не сидение в аудиториях. Это изменение поведения, практикуемого как персоналом, так и менеджментом бизнеса. И сейчас многим компаниям возможно будет выжить только, если их менеджмент будет соответствовать вызовам сложной бизнес среды.

Очень показательны многочисленные попытки внедрения в компаниях холократии. Отвечая на то, почему этот подход так часто не приживается, гуру менеджмента Гари Хемел в недавней статье в Гарвард Бизнес Ревью, с броским названием: «Top-down Solutions Like Holocracy Won't Fix Bureaucracy», резонно заявил: «Есть нечто чрезвычайно противоречивое в использовании авторитарных методов для внедрения модели менеджмента, нацеленной на повышение решимости человека».

Если мы представляем систему компании как иерархическую, тогда можно и дальше пробовать внедрять идеи, пользуясь традиционными инструментами менеджмента. Если же пытаться выйти из этого порочного круга, тогда нужно задуматься, кто мы и в какой среде находимся.

Новаций в менеджменте много. Радикальные идеи возникают как реакция на давление извне. Но многие из этих идей оказываются Fad-ами — быстро преходящей модой, воспринимаемой с большим энтузиазмом, пока не появится что-то новее. После утраты популярности Fad воспринимают как обычную причуду. Главный вопрос в том, почему мы зачастую не получаем от них желаемого результата. Ответ кроется в способе внедрения этих идей в работу компании. Ведь новации сами по себе, как правило, неплохи, но нужно очень четко понимать в какой степень мы намерены их применять, меняя привычное состояние. Ведь случай каждой компании, каждой команды уникален. И нужно обеспечить понимание сути как компании, так и новации, чтобы исходя из этого понимания, двигаться дальше, нащупывая новые, непротиворечивые подходы.