Главные глобальные тренды будущего: прогноз футуролога. Часть первая
К чему надо готовиться, чтобы не остаться на обочине истории, и какие глобальные тренды изменят привычные правила игры? На эти вопросы на встрече CEO Club ответил футуролог, эксперт по цифровому правительству и инновационной политике, контент-координатор Киевского международного экономического форума Алексей Жмеренецкий.
ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Риски ближайшего будущего
В этом году Всемирный экономический форум в Давосе традиционно назвал топ рисков, которые будут наиболее актуальны в ближайшее время. Один из самых влиятельных — ядерная война. При этом эксперты сходятся во мнении, что вероятность её начала очень низка.

Более значимы сегодня экологические риски, которые занимают в озвученном на форуме топ-5 целых 3 позиции, являясь одновременно наиболее вероятными и наиболее влиятельными. Ещё 10 лет назад об изменениях климата говорили, как о лжетеории, но сейчас ни одна глобальная конференция не обходится без программы противодействия экологическим катастрофам.

Опасности следующие: экстремальные погодные явления, стихийные бедствия и деградация окружающей среды, которые в связке с провалом политики борьбы с последствиями изменения климата порождают риски массовой миграции и гуманитарные катастрофы.

И впервые в пятёрку рисков вошли digital-угрозы. Это действия, связанные с кибератаками, кражей данных и fake news.
3 сценария развития человечества
Недавно ЦРУ предоставило отчёт о трёх геополитических сценариях, которые могут быть реализованы до 2035 года:
1
Сценарий острова — это тенденция к изоляционизму: экономическому, миграционному, техническому, информационному и так далее. Так страны будут защищаться от fake news, беженцев и интервенции экономически развитых стран.
2
Сценарий орбиты — это экономическая интервенция, политическое влияние и другое давление на близлежащие государства, которые будут практиковать такие крупные региональные лидеры, как Германия, Китай или Россия, превращая свои сателлиты в марионеток.
3
Сценарий комьюнити — вариант, при котором мегагорода или экономические центры планеты взаимодействуют между собой напрямую, и возникает сетка сотрудничества поверх классических государственных моделей.
Развитые страны уже применяют нормы регулирования по экспорту, тарифные барьеры, требования социальной защиты работников в странах-экспортёрах для того, чтобы развивать своё внутреннее производство.
Современное производство и технологическое отставание
Согласно отчётам Всемирного экономического форума в Давосе, всего 25 стран в мире достаточно развиты технологически с точки зрения инфраструктуры, талантов, регулирования, имеющихся ресурсов и ещё ряда критериев. Фактически только эти государства готовы к полноценному независимому внедрению современного производства.

В этом случае у Украины, а также у развивающихся стран возникают проблемы. 25 технологически развитых государств могут создать между собой замкнутые цепочки производства, исключающие других участников.

Если раньше развитые государства ради экономии переносили производство в страны третьего мира, используя дешёвый рабочий труд и отсутствие контроля за загрязнением окружающей среды, то в свете усиливающийся автоматизации и проблем с экологией эти факторы перестают быть конкурентным преимуществом.
Мегагорода
За последние годы города во многих странах успели увеличить экономический потенциал и обрели бóльшую независимость. Эта тенденция будет расти. Города концентрируют таланты, капитал, бизнес-центры и мало нуждаются в других территориях государства.

Окружающие их земли будут превращаться в поля, рекреационные зоны и т. д. Мир становится совокупностью точек, то есть городов, между которыми перемещаются люди. Значительная часть территории планеты при этом не задействована.

Всё больше людей будут жить в городах с населением 10+ миллионов жителей, агломерации захватят маленькие населённые пункты вокруг. В случае Киева, это могут быть Боярка, Вышгород и другие. Они должны стать частью города с соответствующей инфраструктурой, скоростными поездами по типу существующих в Японии.

Тогда Киев выйдет на новый уровень развития: в его лесах появятся технопарки, IT-центры, туда будут приезжать учёные. В Японии для учёных отстраивают целые города. Под Киото есть населённый пункт с 200 тысячами населения и около 150 научно-исследовательских центров. Этот город — один из пяти подобных, созданных по специальным проектам.
Неопротекционизм
Развитые страны уже применяют нормы регулирования по экспорту, тарифные барьеры, требования социальной защиты работников в странах-экспортёрах для того, чтобы развивать своё внутреннее производство. В государствах изнашивается инфраструктура и, как следствие, накапливается необходимость в инвестициях и оседании капитала внутри страны.
Народонаселение и миграция
В разрезе миграции труда, количество населения растёт неравномерно в разных частях мира. В неразвитых странах будет наибольший прирост населения. В ближайшем будущем они не станут более экономически развитыми, там по-прежнему не будет хватать работы и будут происходить конфликты. Вдобавок эти страны наиболее подвержены последствиям изменения климата. Постоянные природные катаклизмы и высокое внутреннее напряжение будут порождать в этих государствах большой поток мигрантов.

В то же время развитые страны ждёт депопуляция. Для них это позитивная тенденция в свете развития технологического прогресса и уменьшения количества задействованных трудовых единиц. Эти государства будут ужесточать миграционную политику: закрывать границы и создавать более жёсткие программы реинтеграции беженцев.

Среди прочих мер, они будут реализовывать в странах третьего мира программы по контролю над рождаемостью и улучшению социальной инфраструктуры, пытаясь таким образом локализовать мигрантов.
Климат — фактор, который влияет на нас в разных сферах жизни. До 2040 года, даже по наиболее оптимистичным прогнозам, меньше трети всей производимой на планете энергии будет «зелёной».
«Зелёная энергетика»
Климат — фактор, который влияет на нас в разных сферах жизни. До 2040 года, даже по наиболее оптимистичным прогнозам, меньше трети всей производимой на планете энергии будет «зелёной». Сейчас неразвитые страны не могут себе позволить такие технологии, но для общего выживания более богатым государствам придётся помогать им внедрять такую энергетику.

В ближайшие два десятилетия удвоится количество транспорта. Это связано с увеличением среднего класса в Азии, а также общим приростом населения Земли. При этом транспорт вносит 20% в общий объем сжигаемого топлива. Существует надежда, что в ближайшей перспективе транспорт значительно «озеленится».
Сейчас задержка в обновлении автопарка зависит от скорости развития инфраструктуры для электрокаров, стоимости и темпов их производства, которые не успевают за потребностями рынка. К примеру, предзаказы на Tesla значительно превышают объёмы производства.

В сумме с популярностью гибридов и длительной амортизацией традиционных авто, это значит, что двигатели внутреннего сгорания ещё десятилетиями будут использоваться человечеством. Так, сегодня доля электромобилей в общем объёме транспорта составляет менее 1%, а через десять лет достигнет лишь 10%.

Ещё одна позитивная тенденция — это развитие каршеринга в больших городах. Так, личный транспорт используется с эффективностью лишь 4%, а по модели шеринга на 80%. К 2030 году около четверти транспорта будет совместно используемой. Такая тенденция может привести к изменению инфраструктуры городов с ориентации на транспорт к ориентации на людей, так как физически города не смогут «переварить» удвоение количества транспортных единиц.
Похожие статьи