#ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Блокчейн сегодня ради выживания завтра
Морской транспорт — одна из самых закрытых и непрозрачных сфер перевозок, но даже в ней возможны изменения благодаря новым технологиям. Опытом внедрения системы блокчейн в морском судоходстве, а также своим видением технологических трендов в бизнесе поделился член CEO Club, СЕО VARAMAR Group Александр Варваренко.
80% международной торговли ведётся благодаря морскому транспорту, самому непрозрачному способу перевозок. При этом именно от морского транспорта строится вся логистика по внешним торговым операциям: наземные перевозчики напрямую зависят от времени прибытия и отбытия суден. Разлаженность и закрытость системы была ключевой проблемой недавнего времени, пока не начались подвижки в сторону большей транспарентности. Сегодня некоторые фирмы внедрили возможность ежеминутно отслеживать передвижения суден и пытаются автоматизировать часть процессов. Общая тенденция позволила SHIPNEXT сделать следующий шаг и запустить платформу, разработанную на базе технологии блокчейн (прим. ред. — технология рассредоточенной базы данных).
О продукте
Каждый день SHIPNEXT получает огромное количество запросов на конкретные перевозки и индикацию для понимания условий покупки или продажи товаров. Этот поток стал выражаться в цифре около 10 000 электронных писем в день. Мы решили автоматизировать процесс: собрали команду и написали код, который читает почту и трансформирует текст письма в стандартную заявку.

На этом мы не остановились. На сегодняшний день сфера морского транспорта абсолютно нерегулируема: брокер может представляться владельцем судна, а экспедитор предлагает то, чего у него нет. Также существуют проблемы коррупции и излишней сложности, которая не позволяет разобраться в таких перевозках без реального опыта.

Зная все схемы изнутри, мы создали продукт, который аккумулирует всю информацию от трейдеров, фирм и посредников в едином месте, заменяя распространённую ранее практику отправки запросов на десятки адресов. Наша система позволяет мгновенно получить письменный ответ с подходящим под заявку вариантом судна. Она уже сейчас даёт возможность разместить один крупный груз на одном судне из одного порта погрузки в один порт выгрузки. Теперь мы интегрируем функцию комбинированных отправок на одном корабле.
Главные преимущества блокчейна — это прозрачность, автоматизация, построение контрактов, которые работают практически без участия человека.
Инновационная экосистема
Построение общей модели по примеру Uber позволяет создать экосистему. Благодаря автоматизации все порты смогут отдавать и получать больше информации, а также с возросшей пользой использовать свои инфраструктурные объекты. К ним могут присоединиться все остальные участники рынка: фрахтовщики, судовладельцы, агенты, страховые компании, бункеровочные трейдеры и банки.

Блокчейн позволяет всему работать эффективнее, деструктивно влияя на бизнес: из-за лучшего использования инфраструктуры снижается себестоимость конечного товара. Поэтому гонка удешевления идёт уже не между компаниями, а между странами. Прямо сейчас рождается новая экономика, где во главе угла будет стоять взаимодействие ключевых игроков и итоговая цена продукции.

Главные преимущества блокчейна — это прозрачность, автоматизация, построение контрактов, которые работают практически без участия человека. Например, у крупных участников есть условие: долгий процесс торгов. Но все их большие сделки последних лет заключались на стандартных условиях. Мы предлагаем решение: диктовать условия, используя привилегию крупных игроков, и упростить торги при стандартных сделках. Вместо дней это будет занимать минуты.

Следующий шаг — введение компаниями типового контракта, который создаст предпосылку для формирования нового пула перевозчиков, изначально принимающих условия для участия в тендерах. Тендерная система позволит собрать все необходимые для нашей модели данные: транспортные средства, виды грузов, инфраструктура портов, тарифы, погодные условия. Всё это мы интегрируем за счёт самих участников торгов. Владея релевантной информацией, мы сможем автоматизировать систему и тогда всё сведётся к одной цифре — это морской фрахт или ставка за перевозку.
Биткоин — это далеко не единственная криптомонета. Все маленькие блокчейн-платформы вне зависимости от сферы применения имеют свою собственную обменную единицу — токен.
Смарт-контракт в действии
Один из ключевых базисов блокчейна — это смарт-контракт. Смарт — значит умный, и именно так он и работает: записанная в нём информация проверяется разными системами, например, в случае морских перевозок, портом и транспортным перевозчиком. Правильно составленный смарт-контракт верифицируется всеми участниками экосистемы и собирает их электронные подписи. После этого он запускает некий процесс, таким образом его автоматизируя.

Конкретно в морской перевозке и транспорте смарт-контракт обеспечит прозрачность и исключит возможность влияния на записанные в нём данные со стороны людей извне. Учитывая, что в этой сфере оплата происходит после погрузки груза на судно, необходима полная уверенность в точности информации. Но возникает вопрос: чем платить?

Сейчас на слуху такой избитый термин, как криптовалюта, чаще всего его упоминают в связи с биткоином. Биткоин — это далеко не единственная криптомонета. Все маленькие блокчейн-платформы вне зависимости от сферы применения имеют свою собственную обменную единицу — токен. Главная проблема — как их склеить в одну систему. Вот тут появляются биржи криптовалют. На данном этапе они привязывают курсы токенов к фиатным деньгам (прим. ред. — реальные деньги, вроде евро, долларов или гривен), основываясь на спекулятивном спросе.

Существуют такие платформы, как Ethereum, EOS, Ripple. Это основы, на которых можно нарастить блокчейн-проекты и позже склеить их в общую систему. Создание токенов на этих базисах помогает росту курса валют выбранной экосистемы. Например, Морская Торговая Площадка SHIPNEXT предлагает своё решение в виде SHIP TOKEN (SHPT).

Обилие валют создаёт путаницу в умах, но не на практике. Перечисленные платформы поддерживают алгоритмы на базе смарт-контрактов и они же предоставляют прикладное решение для использования автоматизированной оплаты при крупных сделках. Главное, эта модель уже применима.

Инвесторы, в первую очередь банки, уже понимают, что конечный потребитель готов вкладывать деньги в работу этой системы. И сумма вкладов давно превышает нежелание крупных игроков что-то менять. Прямо сейчас каждый бизнес должен проанализировать свою модель и задать себе один простой вопрос: «На чём я буду зарабатывать, если завтра всё станет прозрачным? Выживет ли эта структура?» Независимо от ответа, стоит строить долгосрочные планы, которые исключают личные связи и коррумпированные схемы. Иначе, в будущем, такой бизнес просто не выживет. К примеру, следующим этапом развития SHIPNEXT станет создание открытого кода для построения децентрализованной сети логистических поставок. Именно на прозрачном алгоритме и открытости возможно создание такой экосистемы.