#ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Партнёрство в бизнесе. Панельная дискуссия
В рамках дискуссии в CEO Club мы обсудили условия для формирования успешного партнерства, характеристики, по которым следует выбирать партнера для совместного бизнеса, как партнерам эффективно работать вместе и когда стоит пересматривать условия партнерства или вообще выходить из него.
Всем нам знакома ситуация, когда встретились в бизнесе, договорились работать совместно, но со временем не все договоренности выполняются, не все устраивает и стоит пересмотреть отношения или даже разойтись. И хотя статистика говорит, что 70% партнерств являются неуспешными, все участники нашей дискуссии верят в успешное сотрудничество и готовы поделиться своим опытом и рекомендациями относительно надежного партнерства.

Участниками панельной дискуссии выступили Андрей Козин, управляющий партнер Focus Estate Fund, Вячеслав Лысенко, владелец Укр-Китай Коммуникейшин, Максим Школьник, основатель и управляющий директор портала Address.ua и Сергей Ноздрачев, совладелец «Эко фильтр», «Грин-Трейд» и Dewberry CZ.
Вячеслав Лысенко, владелец Укр-Китай Коммуникейшин и партнер девяти проектов:
50% успешного партнерства – это договоренности на входе, а остальные 50% – ежедневный труд.
Должен признаться, что я чемпион по набиванию шишек в партнерстве. Опыт научил меня осторожно входить в партнерство и каждый раз сверяться с 21 правилом, которые я сформулировал для такого случая. 50% успешного партнерства – это договоренности на входе, а остальные 50% – ежедневный труд. Как и в браке, между партнерами есть бизнес как серьезное обязательство, о развитии которого нужно заботиться. Среди вопросов, которые необходимо обсуждать «на берегу»: введение третьего партнера, действия в случае финансовых проблем, способ отчетности перед другим, требования к другому, сфера ответственности, выход из партнерства, продажа бизнеса и пр.

Из рекомендаций по партнерству могу выделить следующие: 1 – это цель, достижение общих целей и результатов, 2 – партнерство должно усиливать друг друга, 3 – входя в партнерство, стоит сразу обсудить выход из него, 4 – доверие и уважение – это неотъемлемые составляющие партнерства, 5 – прозрачность во всех вопросах между собой, 6 – умение открыто говорить друг с другом, 7 – понимание, что каждый из нас имеет лучшие намерения и мы поддерживаем друг друга. Если есть определяющие вещи – доверие (возможность открыто говорить) и глубокое уважение (готовность принимать все недостатки), а остальные вопросы прописаны изначально – то вам удалось избежать 70-80% возможных конфликтов.
Сергей Ноздрачев – совладелец «Эко фильтр», «Грин-Трейд» и Dewberry CZ. Имеет опыт двадцати бизнес-партнерств. Преподает курс «Партнерство в бизнесе» в kmbs:
Даже согласовав все моменты, вы все равно будете сталкиваться с проблемами
Для меня лично партнерство, безусловно, имеет смысл и принесло немало положительных опытов. Большинство успешных компаний строились не самостоятельно, а командами. На Западе некоторые компании имеют 500-летнюю историю, а также сложившуюся традицию бизнес-образования. У нас же нет культуры ведения бизнеса, предпринимателям не хватает необходимих знаний. Именно поэтому я поставил себе цель помогать строить партнерские отношения.

Следует тщательно выбирать партнеров: лучше проанализировать все вначале, чем потом думать над возникающими проблемами. Важно, чтобы партнеры были разными личностями и взаимодополняли друг друга, разделяя при этом одни ценности. Доверие и готовность принимать другого должны быть безусловными. Стоит также учесть статистику: худшими партнерами обычно являються родственники и друзья, а лучшие партнерские отношения выстраиваются с людьми, с которыми вы учились или работали, поскольку была возможность увидеть их в деле.

В первую очередь стоит лучше узнать себя и понять, кто вам нужен. А найдя нужного человека, научиться уживаться вместе, вести дела и формировать единство. Процесс партнерства не терпит поверхностного отношения, а требует глубокой проработки ряда вопросов и договоренностей. И даже согласовав все моменты, вы все равно будете сталкиваться с проблемами. Следует искать формулу решения таких конфликтов. Нередко приходится прощать и дальше продолжать партнерство. Взаимозависимость в партнерстве требует неэгоистичности: когда мы ставим общее благо выше личных интересов – это пойдет только на пользу бизнесу.
Андрей Козин, управляющий партнер Focus Estate Fund. Имеет опыт более тридцати партнерств:
Часто использую принцип пирога: «ты разрезаешь пирог – я выбираю кусок, или режу я, а выбираешь ты».
Партнерство в бизнесе позволяет освободить время и разделить риски. Выбирая партнера, узнаю человека, общаясь на темы, не связанные с бизнесом. Это дает лучшее понимание его ценностей и стремлений. В партнерстве есть четкие договоренности, которые оформляем в меморандум, но жизнь идет, меняется рынок, планы. Поэтому всегда предполагаю, что может возникнуть вопрос пересмотра условий.

Как по мне, просматривать партнерство, делиться долей или менять договоренности выгодно, поскольку так человек демонстрирует свою лояльность, устремляет энергию на ведение совместного бизнеса, фокусируется на проекте. Это показатель успешности проекта.

Всегда стараюсь стать на сторону партнера и придерживаюсь принципа «делать только то, что хочешь получить от других сам». Часто использую принцип пирога: «ты разрезаешь пирог – я выбираю кусок, или режу я, а выбираешь ты». Все наши действия возвращаются к нам, а окружение и пространство часто отражает нас самих. Внутренние же противоречия и интриги внутри компании могут навредить бизнесу.
Максим Школьник, основатель и управляющий директор портала Address.ua:
Мой тест – смотреть на поведение человека в неприятной ситуации: сразу понимаю, смогу ли двигаться дальше с этим человеком или нет.
Золотое правило для успешного партнерства я пока не нашел. Люди разные, а потому важно, чтобы совпадала призма восприятия и ценностное поле – это залог длительного и надежного партнерства. Если делить людей на тех, которые дают и которые принимают, то для меня важны те, которые готовы отдавать. Оценивать партнера по цифрам – финансы, модели, проекты – это, по-моему, крайность. Гораздо важнее – ценностные ориентиры. Мой тест – смотреть на поведение человека в неприятной ситуации: сразу понимаю, смогу ли двигаться дальше с этим человеком или нет. Каждый предприниматель должен найти свой способ определять «своих».

Не стоит вести бизнес без доверия. Если доверие с чьей-то стороны нарушено, то партнерство, конечно, стоит пересмотреть. И тогда в помощь эмоциям станет простой пересчет доли.