Александр Почкун: «Самый большой — не значит самый лучший»
Александр Почкун — член CEO Club Ukraine, управляющий партнёр Baker Tilly Ukraine, первой компании после «большой четвёрки» в рейтинге аудиторских фирм Украины. В беседе с одноклубником, управляющим партнёром Ward Howell Украина Игорем Кабузенко, Александр вспомнил, как начинался его предпринимательский путь, рассказал о стратегии «первого после гигантов», последствиях внедрения таких технологий, как блокчейн и Big Data, и философии лидерства через доверие.
ЛИЧНОСТИ
Baker Tilly Украина: как всё начиналось?
Я создал компанию с партнёрами в 1999 году, можно сказать, в результате конфликта с предыдущим работодателем. Решение уйти из фирмы было сложным: тяжело оставить стабильность и уйти в неизвестность.

Но энергия гнева и желание создать что-то лучше оказались замечательным мотиватором при построении своего бизнеса. Через несколько месяцев у нас начались первые проекты. Правда, успех пришёл не сразу.

Ещё на старте нашего проекта мы хотели стать частью международной компании. Бренд Baker Tilly появился на шестом году работы. На то время у нас была хорошая локальная компания со штатом около 50 человек.

Тогда лондонский офис Baker Tilly обратился к нам с предложением вести проект: компания «Укрпродукт» планировала разместить акции на площадке Лондонской биржи. Для нас это был сумасшедшего размера проект, мы поставили огромную, как нам тогда казалось, комиссию в 25 000 долларов. После успешного окончания нас утвердили как мембера Baker Tilly с представительством в Украине.
Как конкурировать с гигантами рынка?
Быть компанией, которая воспринимается как компания «большой четвёрки» — это часть нашей стратегии. В 2009 мы сформулировали её двумя цифрами: «4+1» и добились этой позиции ещё в 2011.

Для нас показатель успеха не доход: здесь сложно догнать четвёрку. Наша задача состоит в эмоциональном восприятии рынка — мы должны быть лучше, чем они.

Я формулирую движение компании следующими словами: самый большой — не значит самый лучший. Твой клиент понимает, что бренд, под которым ты работаешь, не самый сильный, но то, что ты можешь ему дать, — это намного лучше, чем бренд. Его значение в какой то степени нивелируется ценностью твоей работы.
Как сочетать качества аудитора и руководителя?
Я не аудитор по своей сути и давно не веду engagement, потому что могу увлекаться. Эту часть бизнеса я отдал другим людям. Люблю создавать новое, мне сложно и скучно работать внутри неизменяемых систем.

У нас замечательная партнёрская команда: есть люди, которые двигают аудиторский бизнес, моя работа — развитие бренда, которое требует больше предпринимательского подхода. В какой то мере я выполняю роль магнита для новых клиентов: они видят во мне советника, с которым комфортно общаться.
Быть компанией, которая воспринимается как компания «большой четвёрки» — это часть нашей стратегии. В 2009 мы сформулировали её двумя цифрами: «4+1» и добились этой позиции ещё в 2011.
Какими принципами вы руководствуетесь для достижения успеха?
Я доверяю людям и стараюсь давать им максимум свободы. Считаю, что есть два типа людей: те, которые дают кредит доверия, и те, у которых доверие нужно завоевать. Я отношусь к первому типу. Это позволяет быть быстрее, принимать интуитивные решения. Если решение находится в параметре критических факторов, то я не буду углубляться, а продолжу движение.
Как Big Data и блокчейн влияют на рынок аудита?
К изменениям рынка я отношусь как к возможностям. Ничто не исчезает бесследно. Профессия аудитора возникла очень давно, когда обществу нужен был посредник, который бы сказал: так надо, а так не надо.

Сейчас мы живём во время Big Data и научились самостоятельно обрабатывать данные. Роль посредника теряет свою ценность. Но люди из нашей профессии обладают огромным багажом знаний и большой энергией. Возникает вопрос: «Куда её направить?»

Мы видим ситуацию под разными углами. Накопленный багаж знаний непременно будет полезен. Аудиторский мир движется в зону консалтинга, IT. Конкуренция — это прекрасно, это всегда возможность для тех, кто обладает знаниями. Мы по факту можем конкурировать по многим направлениям, трансформировать свой бизнес во что-то новое или ждать, пока нас уничтожат.

По сути, блокчейн нивелирует потребность в аудиторе, потому что есть события, которые зафиксированы, их можно соотнести со стандартами без посредника. Это то, чем обычно занимается аудитор. Но направления изменяются, и профессии исчезают.
Как бы вы описали свою философия лидерства?
Когда читаешь бизнес-литературу, возникает образ лидера, который ведёт за собой людей, готовых реализовывать сгенерированные им идеи. Я не такой. Для меня лидер ― это тот, кто открывает возможности для людей и не пытается забрать у них часть достигнутого успеха.

Если мне нужно чего-то достичь внутри коллектива, среди партнёров, я просто озвучиваю свою мысль, а её подхватывает тот, кто готов её двигать. Я могу это доверить людям, с которыми работаю. И я ни в коем случае не претендую на будущий успех. Роль лидера ― в мотивации людей на совершение подвигов.
Какие реформы, на ваш взгляд, необходимы в экономическом и общественном секторе?
Несколько лет назад у меня было желание поработать в госсекторе и попытаться изменить систему. Сейчас сложно поверить, что удалось бы что-то воплотить.

Что стоит там сделать? Во-первых, отделить от бизнеса репрессивную машину. Прокуратура, МВД, СБУ должны заниматься криминалитетом и безопасностью страны. Экономические преступления должны быть отделены, чтобы ограничить доступ власти к бизнесу в любом формате.

Во-вторых, больше экономической свободы. У нас много регуляторных запретов (запрет о свободном движении капиталов, декрет о валютном регулировании), которые более вредны, чем высокая налоговая нагрузка. Эти вопросы уходят корнями в прошлый век, во времена, когда бумага была значимее, чем реальные события.

Государство ― это оболочка, которая должна позволять развиваться территории и обществу. У нас же оно пытается постоянно принимать решение за людей, тем самым продлевая срок взросления общества.

Основные проблемы существуют в двух плоскостях: это так называемая социальная защита, куда попадает и образование, и медицина ― колоссальный коррупционный блок с огромными деньгами; и силовой блок, для которого бизнес является источником обогащения. Эти две зоны надо менять, потому что общество находится в плену иллюзий, а люди у власти на этом зарабатывают.
По сути, блокчейн нивелирует потребность в аудиторе, потому что есть события, которые зафиксированы, их можно соотнести со стандартами без посредника.
Какой Ваш подход к саморазвитию и главные извлечённые бизнес-уроки?
Я многому учусь у людей. Люблю общаться с теми, кто знает намного больше меня.

Мои учителя — это мои клиенты. В общении с ними я получаю большой объём знаний: не важно, слушаю ли я или они. Я учусь у своих детей: глядя на 22-летнего сына, на его устремления и цели, полностью перестраиваю систему подбора персонала в компании.

Среди книг предпочитаю исторические, нахожу в них много параллелей и опыта. Много путешествую. Это для меня источник знаний и бенчмарков.

Главные бизнес-уроки, которые я извлёк за свою карьеру:
1
Нельзя бояться потерять то, чего достиг ― это самое большое ограничение в развитии.
2
Не стоит пытаться восстановить утраченное доверие ― это потеря времени.
3
На чужих ошибках ничему не научишься.
4
Надо давать людям максимум свободы и подавлять в себе желание им помочь.
5
Делу, которым занимаешься, нельзя отдавать всего себя. Нужно развиваться в нескольких направлениях.
Похожие статьи