#ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Как превратить риски в возможности
Риск – это не про хорошо или плохо, это – имманентное условие человеческого бытия. Иногда он работает нам на благо, а иногда во вред. Что такое риски и почему их не стоит бояться разобрал на воркшопе для членов CEO Club профессор Киево-Могилянской бизнес школы (kmbs), автор программ стратегического менеджмента, оценки стоимости бизнеса, инвестиционного проектирования, системы сбалансированных показателей (BSC) Владимир Савчук.
О риске много говорят, но часто не понимают его истинное значение. Обычно его видят односторонне, в то время как восточная мудрость рассматривает его и как риск, опасность, и как ожидаемый доход, новую возможность.

Важно понимать, что риск не существует сам по себе, он всегда является производным от неопределенности. А неопределенность – это состояние природы. Риск выступает лишь оценкой её последствий.
Управлять бизнесом – значит управлять рисками
Неопределенность формируют три фактора. Первый – мы не знаем будущего на 100%, не можем быть полностью уверенны в нашей оценке настоящего и не обладаем информацией о поведении наших соперников в случае конфликта интересов. Но мы всё равно должны разобраться и принять верное решение.

По сути, управлять бизнесом – значит управлять рисками. В маленьком масштабе ещё можно управлять интуитивно, но чем бизнес больше, тем взвешеннее и рациональнее должны быть действия.
Есть три заблуждения в отношении рисков:
1
Риск – это всегда плохо
На самом деле, это не хорошо и не плохо, он просто существует. Это имманентное свойство жизни человека и бизнеса. Бизнеса не бывает без риска.
2
Некоторые риски настолько опасны, что их стоило бы исключить
Риск Фукусимы был безумно опасный. Но нужно три годовых бюджета Японии, чтобы его можно было избежать.
3
Идти по наиболее безопасному пути – это наиболее безопасный способ
Казалось бы, это прямая истина. Но всегда есть риск принять, то что вредно и упустить то, что полезно.
Актуальность риск-менеджмента сложно переоценить. Последний раздел любого инвест-проекта посвящён рискам. Без этого пункта не стоит даже пытаться выйти на международный рынок. По требованиям, скажем, Европы любые опасности подлежат количественной оценке и выражаются в конкретных цифрах или процентах.
Всегда есть риск принять то, что вредно и упустить то, что полезно
Несмотря на то, что риски существуют очень давно, до сих пор нет универсального метода управления рисками. К некоторым из них можно приготовиться заранее, визуализировав их в карте рисков и расставив опасности по приоритетности. На сегодняшний день это самая распространённая методика.
Карта риска включает в себя:
1
Рыночные риски – это ценовые и валютные риски.
2
Кредитные риски, источником которых является дебитор компании.
3
Риск ликвидности, когда банально не хватает денег.
4
Техногенные риски – больше характерны для разных производств, которые часто выделяют их как самые опасные.
5
Операционные риски – это риски, связанные с ошибкой работника и несовершенства бизнес процессов.
Стратегические риски в любом бизнесе заслуживают особого внимания, так как могут привести к необратимым последствиям. В то же время в них зачастую скрываются новые возможности. Задача умелого менеджмента как раз и состоит в том, чтобы привратить эти риски в новые возможности для бизнеса.


Владимир Савчук – преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы [kmbs], профессор, доктор наук, эксперт по стратегическому, финансовому и инвестиционному менеджменту.