Что понимают под «системным бизнесом» СЕО крупных компаний в Украине
Как выстроить систему в управлении сразу несколькими компаниями и сделать бизнес прибыльным и привлекательным для инвесторов.
ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Принято считать, что системный бизнес — это автономная работа коллектива без операционного вмешательства собственника. У каждого сотрудника есть ряд инструкций, которые позволяют ему работать и не сверять каждое действие и решение с руководством. Бизнес не теряет прибыль и способен принимать срочные решения даже тогда, когда руководителя нет на месте.

О том, что понимают под понятием «системный бизнес» украинские бизнесмены, позволяет ли система генерировать и пропускать новые продукты и как выстроить систему в управлении сразу несколькими компаниями на встрече CEO Сlub рассказали руководители компаний Focus Estate, WDD, Carlsberg Ukraine и MTI.
Виталий Кузьмин, управляющий партнёр WDD
В моём понимании системный бизнес — тот, который приносит прибыль, и его можно легко продать. Понятие системного бизнеса у меня появилось во время работы на Краматорском заводе тяжёлого станкостроения. Когда я прописывал заводу экономический учёт и бюджетирование, я начал понимать, что такое система.

Система должна приносить деньги и неважно, в каком состоянии находится предприятие, когда вы в него входите. В Украине это понятие не всегда работает. Есть предприятия, где всё держится на одном человеке, и бизнес работает, а попробуй настроить систему — и предприятие резко теряет прибыль. Поэтому системный бизнес — это бизнес, который может работать несмотря на то, поменяется менеджмент или нет.
Евгений Шевченко, генеральный директор Carlsberg Ukraine
Системный бизнес — это бизнес, который работает по правилам, подчинённым определённой общей цели. Я не согласен с утверждением, что можно внедрить систему в бизнес, и он резко потеряет прибыльность. Такого не бывает.

Одна из ключевых характеристик системного бизнеса — это способность масштабироваться. Системный бизнес, как готовую конструкцию, можно переложить на разные рынки и географии. И в такой бизнес готовы вкладывать инвесторы, если мы говорим не о бизнесе, в основе которого лежит какая-то креативная составляющая.

Исходя из этого, можно предположить, что для того, чтобы удачно продать бизнес, стоит «оформить» его в систему. Как показывает практика, есть две категории инвесторов: те, кто ценит высокий риск, и те, кто предпочитает системность и предсказуемость.
Одна из ключевых характеристик системного бизнеса — это способность масштабироваться. Системный бизнес, как готовую конструкцию, можно переложить на разные рынки и географии.
Стоит отметить, что системный бизнес подразумевает унификацию процессов и организационных структур, выступая неким ремнём безопасности.

Под унификацией я подразумеваю в том числе систему контроля на разных уровнях, которая обеспечивает инвестору прибыль. К примеру, любой продукт требует инвестиций, и данная система готова просчитать все риски и оценить, стоит ли его выводить на рынок. В системном бизнесе это относительно долгий путь: от идеи до её реализации. И, конечно, более долгий по сравнению с частными вертикально интегрированными компаниями.

Так, в прошлом году мы выпустили специальное пиво Garage, с двумя новыми для рынка вкусовыми решениями: зелёный чай и лимон. За восемь месяцев он получил 4% доли рынка Украины в напитках. Так вот, если бизнес системный, он не способствует быстрому воплощению идей. И хорошей идее нужно ещё «продраться» через систему. Но если бы система работала плохо, Garage не завоевал бы предпочтение потребителя с такими значительными показателями и за такой короткий период времени.

С точки зрения акционеров, системный бизнес также оправдан: они регулярно получают дивиденды, и успех компании на рынке достаточно прогнозируем. Если в компании ещё не выстроена система и процессы, компании стоит выстроить её таким образом, чтобы она была максимально привлекательной для публичных инвесторов.
Владимир Цой, президент MTI
Системный бизнес — это в первую очередь успешный бизнес, то есть приносящий прибыль. Наверное, мне сложно сказать, что такое системный бизнес, поскольку, по мнению большинства СЕО, собственник вносит только хаос в компанию. Но поскольку я в одном лице и основатель, и менеджер, то, значит, нужно искать золотую середину между креативностью основателя бизнеса и системностью подходов топ-менеджера.

В моём понимании, системный бизнес — это некий баланс между собственниками, сотрудниками, топ-менеджерами. Баланс между отделом продаж и финансистами, между теми, кто любит стандарты и по ним работает, и теми, кто креативен. Баланс даже между разными поколениями.

Когда вы находите все эти балансы, тогда пазл системного бизнеса складывается. Тогда можно говорить, что структура вашего бизнеса имеет стабильное состояние. Тогда компания может преодолевать вызовы, которые складываются под внешними обстоятельствами.
Когда у тебя много бизнесов и появляются новые, возникает потребность создать систему, чтобы помогать этим компаниям быть эффективными и системными.
Все компании разные. Где-то всё держится на системности топ-менеджеров, а где-то первую скрипку играют основатели компаний. Такие собственники, как Илон Маск или Марк Цукерберг, например, ведут компании. И я не знаю топ-менеджеров, которые могли бы заменить такого человека. Поэтому говорить, что собственник всегда мешает системному бизнесу — ошибка.

Я, например, даже физически не могу заниматься всеми операционными вопросами всех 10 компаний. Поэтому моя основная задача найти людей намного умнее меня и дать им возможность себя проявить. Конечно, иногда возникают ситуации, когда и мне приходится вмешиваться: недостаток мотивации или амбиций топ-менеджера, или у меня возникает какая-то идея, и мы с топ-менеджером садимся и смотрим, можем ли вместе прийти к положительному результату.
Андрей Козин, управляющий партнёр FocusEstate
Для меня любой бизнес — это прежде всего комфорт партнёров, которые со мной работают. «Системность» — слово общее, мне больше нравятся «прибыльность», «привлекательность», «ликвидность», когда бизнес в любой момент можно продать, и его захотят купить.

Для меня ключевые параметры бизнеса — это ROI, гибкость, адаптивность к быстро меняющимся условиям и партнёры, которые помогают снижать риски. Мой опыт говорит о том, что наиболее эффективно и системно работает бизнес, которым управляет партнёр (предприниматель), вложивший в него существенные средства. Такой партнёр быстрее и эффективнее решает все вопросы. Поэтому я инвестирую в людей, с которыми совпадают ценности и цели.

Когда у тебя много бизнесов, появляются новые и всегда есть идеи, возникает потребность создать систему, чтобы помогать этим компаниям быть эффективными и системными.
Похожие статьи