Дмитрий Красников: «Яхтенный поход — это как маленький бизнес-проект»
Чем яхтинг похож на бизнес, насколько сложно получить лицензию шкипера и что нужно учитывать, если вы всё же решились выйти в море? Об этом в нашей рубрике #tipsfromtops рассказал член CEO Club, председатель наблюдательного совета завода «Фрегат» Дмитрий Красников.
TIPS FROM TOPS
Сколько лет вы занимаетесь яхтингом и когда это началось?
Началось ещё в юности: мне нравились парусные суда, дух морского авантюризма, который, как мне кажется, присущ любому мальчишке. Впервые ступил на палубу парусной яхты на Днепре ещё в конце 90-х, понравилось, но понимал, что в море может быть гораздо интереснее. А свой первый морской поход я совершил только в 2015 году, и реальность превзошла ожидания. Это был недельный поход под парусом по греческим островам.

Я понял, что хочу полноценно управлять судном, и по приезду домой сразу прошёл обучение на шкипера. После этого, уже имея лицензию, пошёл ещё раз в поход пассажиром на Канары: посмотреть особенности океанического яхтинга.

С 2016-го года сам организовываю путешествия. Как шкипер собираю команду, беру в чартер яхту и хожу, в основном, по Италии. Уже был на Сицилии, Сардинии, Эльбе, Корсике, Капри, в Неаполитанском заливе и Тоскане.
Почему вы отдаёте предпочтение Италии?
Яхтинг в Италии — это чарующее сочетание отдыха на море, паруса и истории. Мне сложно отлучаться от работы на две-три недели, чтобы отдохнуть сначала на море, а потом посетить интересные исторические места в какой-либо стране мира. На итальянском побережье можно всё совместить и отдохнуть за семь дней.

Прелесть яхтинга в том, что во время путешествия происходит глубокая ментальная перезагрузка, и есть возможность получить заряд энергии, которого хватает на несколько месяцев активной работы и который формирует свежий взгляд на старые проблемы.

Мои путешествия нельзя назвать чистым морским релаксом. Есть ребята, которые предпочитают отдых на яхте в таком формате: нанимают профессионального капитана, который полностью работает с лодкой и парусами, и ни разу не заходя в порт, переходят из гавани в гавань, становятся на якорь, купаются, загорают и смотрят на берег только с воды. Для меня же интереснее посещать портовые городки, изучать их историю, архитектуру и местную кухню, конечно!
Италия, Амальфи. Фото из архива Дмитрия Красникова
Что кроме перезагрузки мышления яхтенные походы дают в управлении бизнесом?
Яхтенный поход — это как маленький бизнес-проект. Тут можно увидеть целостную картину, структурировать её, разбить на подзадачи и реализовать в достаточно коротком периоде.

Это своеобразный тренинг по планированию. Я планирую, где арендовать яхту и морские переходы так, чтобы было интересно мне. Ведь для успешного проекта очень важна эмоциональная вовлечённость менеджера.

Потом я собираю команду единомышленников. И это тоже очень интересно: 6–8 незнакомых друг с другом людей, каждый из которых чего-то уже достиг в жизни (яхтинг — это, на мой взгляд, отдых для решительных и состоявшихся людей) и которые неделю ведут совместное хозяйство в довольно ограниченном пространстве.

В яхтинге, так же как и в бизнесе, очень важна команда, взаимопонимание, точность и слаженность действий, например, при постановке парусов или повороте яхты. Иногда в такой компании могут зарождаться конфликтные ситуации. Их должен мягко разруливать капитан. К счастью, мне везло: ни разу ни в одном походе не возникло серьёзного конфликта или недопонимания.

На море мы не можем управлять направлением и силой ветра, но умело пользуясь парусом, мы можем двигаться даже навстречу ветру. Так же и в бизнесе: мы не можем управлять глобальными трендами и макроэкономическими процессами, но можем двигаться к своей цели, используя их.
Члены команды, попадая на яхту, забывают даже о своих жёстких установках и предпочтениях в еде, о которых предупреждают ещё на берегу. Кроме того, в повседневной жизни не так много времени остаётся на спокойные мировоззренческие беседы.

В этом смысле яхтинг тоже очень обогащает, ведь каждый человек — это отдельная история жизни, у каждого есть чему поучиться и что почерпнуть для себя: идеи, книги, фильмы, да и настольные игры, наконец (именно в яхтенном походе мне впервые довелось сыграть в Мафию). А ужины на яхте в свете заходящего солнца — это вообще ни с чем не сравнимые впечатления.

Жизнь на яхте дарит необычные эмоции и вырывает из повседневной рутины. Нет, тут, конечно, присутствуют все элементы повседневной жизни, но формат другой. Некоторые новички, вовлекаясь в процесс, даже интересуются, когда их будут посвящать в моряков или когда необходимо драить палубу.

А вообще, у паруса очень много общего с бизнесом. На море мы не можем управлять направлением и силой ветра, но умело пользуясь парусом, мы можем двигаться даже навстречу ветру. Так же и в бизнесе: мы не можем управлять глобальными трендами и макроэкономическими процессами, но можем двигаться к своей цели, используя их. Так же, как в бизнесе важно прогнозировать будущее, планировать, контролировать выполнение команд и т. д.
Все проблемы в море ложатся на плечи капитана?
Капитан полностью ответственен за экипаж и за яхту. Как только вышли в море — всё на нём. Но если рядом увлечённые яхтингом члены команды, то это придаёт сил и заряжает энергией.
Фото из архива Дмитрия Красникова
Как на яхтах с мобильной связью?
Даже в процессе перехода между островами мы редко удаляемся от берега больше, чем на 15–20 миль. Поэтому мобильная связь есть практически везде. На стоянках, в маринах, можно подключиться к вай-фаю: либо к портовому, либо к ближайшему кафе. На коротких прибрежных переходах с этим проблем нет. Есть вопрос с океанскими переходами, но и тут, если это необходимо, он может быть решён с помощью спутниковой связи
Вы можете на коротких переходах решать и рабочие вопросы?
Да, работать можно. Более того, и я, и члены моей команды проверяли почту во время плавания, при необходимости связывались с офисом. Но в море достаточно закрыть планшет или ноутбук и начать управлять яхтой или работать с такелажем, и все размышления, связанные с бизнесом, очень быстро уходят.

От шкипера требуется много внимания и правильных действий. Это большая ответственность, поэтому не остаётся места для фоновых мыслей о работе. Но когда возвращаешься к ней, можно подойти к задачам с принципиально новой идеей и легко решить то, над чем размышлял уже много времени безрезультатно.
Насколько важно иметь лицензию капитана? Вы говорили, что можно нанять человека с соответствующими навыками...
При аренде яхты нужно заполнить документы и указать шкипера. Шкипер должен иметь лицензию. Если вы хотите арендовать яхту без лицензии, то вам нужно нанять профессионального капитана.

Есть альтернативы: сейчас много компаний, которые организовывают яхтенные путешествия и продают каюту или места на яхте. При отсутствии лицензии проще, наверное, обратиться к такой компании. Некоторые организации собирают целые флотилии по 10 яхт с шумными вечеринками.

В море достаточно закрыть планшет или ноутбук и начать управлять яхтой или работать с такелажем, и все размышления, связанные с бизнесом, очень быстро уходят.
Сколько вы обучались, чтобы получить лицензию шкипера?
Стандартное обучение длится две недели. Это совсем несложно, если есть желание, интерес и опыт управления каким-то судном: управление лодкой и управление автомобилем кардинально отличаются. Лодка находится в жидкой среде, соответственно, все её реакции на команды руля запаздывают, но с навыком это легко осваивается.
Где вы арендуете яхты?
Обычно я арендую яхту в чартерных компаниях. Таких компаний достаточно много везде, где развит яхтинг: это и Средиземное море, и Таиланд, и Карибы. Больше всего их, конечно, в Средиземном море.

В последнее время я чаще всего пользуюсь агрегатором, который позволяет выбрать хороший вариант. Иногда, если я заказываю яхту в этой же компании ещё раз, то обращаюсь к ним напрямую, без агрегатора.
Фото из архива Дмитрия Красникова
А что становится причиной вашего повторного обращения?
Во-первых, состояние яхты. Яхта — это сложная система, которая совмещает в себе одновременно автомобиль и дом. Там очень много систем, которые требуют профессионального, правильного обслуживания. Есть компании, которые очень хорошо относятся к яхтам и даже 5–7 летние лодки у них практически в идеальном состоянии.

Мне пока такие не попадались, но я слышал рассказы о том, что двух-трёхлетняя яхта бывает совершенно изношенная. Это очень рискованно и некомфортно: можно выйти в море и столкнуться с поломкой. В отличие от автомобиля, на воде нельзя остановиться, вызвать эвакуатор и быстро произвести ремонт. Приходится идти в определённую марину, в которой есть сервис.

В первом моём походе в Греции случилось подобная ситуация, хотя яхте было всего 2 года. Мы отклонились от программы путешествия на 2 дня из-за поломки. Поэтому, если яхта в хорошем состоянии и компания заботится о ней, то вижу смысл снова туда обратиться.
Что нужно знать для того, чтобы выбрать хорошую яхту при аренде?
Во-первых, нужно определиться: вы хотите яхту или катамаран. Катамаран больше, комфортнее и уютнее. Яхта ближе к классическому кораблю и парусной романтике. Но есть важный момент: для швартовки яхты проще найти место в марине. Катамаран большой, широкий и ему нужно много места для стоянки. В прошлом году мы были в августе на катамаране, и в нескольких маринах нам просто не нашли место. С яхтой таких случаев практически не бывает.

Следующий нюанс — определитесь с количеством пассажиров, которых вы хотите взять с собой, и самое главное, с акваторией, где вы хотите путешествовать. И тогда, уже исходя из этих параметров, выбирайте яхту.
Похожие статьи