#TIPS FROM TOPS

Владимир Спиваковский о саморазвитии
Владимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд» и автор нескольких бестселлеров рассказал почему перестаёт читать книги, не доверяет МВА и что лучше всего помогает ему в саморазвитии.
Есть ли у вас план развития?
Да, я ещё с юности составил список своих жизненных ценностей. Их, основных, – десять. Семья, жена, дети, дом, деньги, машина, путешествия, здоровье, хобби и что-то особенное. Список составлен в произвольном порядке, так как в каждый момент времени приоритеты могут меняться. И в этом нет ничего страшного. Моя задача заключается в том, чтобы удерживать их равновесие и не упускать из поля зрения ни один из моих жизненных приоритетов. Более того, постоянно их развивать.

Одно время я составлял бизнес-планы проектов и компаний, и не только себе. Но даже самый замечательный бизнес-план никогда не воплощается на практике: доходы в два раза меньше, расходы удваиваются, сроки удлиняются, а мечты сокращаются. Поэтому, так как время сжимается, ресурсы истончаются, а цели перемещаются, то и планы мечутся зиг-загом.

Я составляю списки дел на каждый день. Обычно в таком списке 50-60 пунктов: крупных и мелких, важных и не очень, по бизнесу и домашних, позвонить и написать, срочных и отдалённых. К концу дня из списка вычёркивается примерно половина всех выполненных дел. Но каким-то непостижимым образом остаются именно те задачи, которые уже не нужно делать: или их выполнил кто-то другой, или они потеряли актуальность. Так что, расписание дня и недели – это вопрос приоритетов.

Путешествия. Я объездил 107 стран. Я смотрю, куда поехать в следующий раз, в какую страну и с какой целью – экзотическую или по делу, что запланировать там с детьми, какую книгу написать – у меня уже семь книг-бестселлеров с большими тиражами. Я отношусь ко всем планам мягко, без фанатизма. И если что-то не сделано или не получилось, не сильно горюю. В конце концов, КПД не может быть 100%.
Сколько времени в неделю вы уделяете самообучению?
Я давно уже не самообучаюсь просто так. Я пишу много текстов, от книг и статей в СМИ до 5-10 постов ежедневно в Фейсбуке. Моя цель – писать так, чтобы написанное читали. Для этого я изучаю разные тренды и бренды. Учусь, как завоёвывать информпространство, за которым сложно угнаться, но мне это доставляет удовольствие. По времени это может занимать несколько часов в неделю.

Меня часто приглашают для выступлений на различных конгрессах и конференциях. И тогда я не ограничиваюсь только своим выступлением, а провожу там целый день или два, слушая других спикеров, и вбирая в себя всё самое новое и прогрессивное. По времени это может занимать примерно 6-8 часов в месяц.
Какие инструменты/ресурсы вы используете для саморазвития?
Я не ставлю перед собой цели – саморазвитие. Это не жизненно. Но вот когда приступаешь к какому-то проекту и углубляешься в него, то обнаруживаешь, что нужно освоить нечто новое.
Перестаю читать книги и перешёл на журналы – публицистические и научные. У книг слишком длинный цикл изготовления. Пока их напишут и издадут, проходит несколько лет. За это время мир переворачивается несколько раз и знания устаревают. В журналах этот цикл короче и в них больше свежих идей и исследований.

Если отвечать на вопрос о саморазвитии точнее, то мой главный инструмент – это процесс написания книг и статей. Пока пишешь – думаешь, сомневаешься, исправляешь, спрашиваешь, ищешь ответы и находишь их. Иногда – невероятные и в самых неожиданных местах.

Я не ставлю перед собой цели – саморазвиваться. Это не выглядит жизненно. Надо понимать зачем тебе саморазвитие. Но вот когда приступаешь к какому-то проекту и углубляешься в него, то обнаруживаешь, что нужно освоить нечто новое.

Об этом хорошо сказал Стив Джобс: «Делай первый шаг, а жизнь сама покажет тебе дорожные знаки».
Используете ли вы коучинг/менторинг?
Тут такое дело. Я уже в такой возрастной категории, что не я учусь, а ко мне обращаются за коучингом и менторством. В такой роли – да, обучаю и «выращиваю». Время от времени пишут или звонят молодые люди, объясняют свою жизненную или бизнесовую ситуацию, и спрашивают, не смогу ли я стать их ментором. Особенно это касается людей мнительных, меланхоликов, несистемных.

Из опыта скажу, что менторство пока не стало массовым явлением, скорее, штучным и непродолжительным. Но тренд явно вырисовывается. Сейчас реализуется целое движение, в котором предприниматели-менторы идут к студентам педагогических вузов.
Нужен ли бизнесмену МBА? Если да, то где посоветуете получать?
У меня непопулярное мнение по поводу МВА: я не вижу в нём большого смысла.
У меня непопулярное мнение по поводу МВА: я не вижу в нём большого смысла. Овчинка не стоит выделки. Конечно, расширяется круг делового общения. Добавляются знания. Некоторые подыскивают там себе новую работу.

Если сравнивать эффект от МВА с практической стажировкой в хорошей компании, то я – за такую стажировку. Она – «горячее», умнее и перспективнее.

Можно посмотреть на изменившиеся требования HR-ов. У них уже не такое трепетное отношение к дипломам МВА при приёме на топовые должности, где требуются совсем другие качества соискателей.

Хотя, если человек мнительный и всё ещё ищет себя, то на каком-то этапе его карьеры МВА может быть полезным. Где? Это зависит от специализации и языка. Лучше США и Великобритания.
Какие навыки стоит развивать предпринимателю?
Тут три позиции:

1. У каждого предпринимателя уже имеется свой собственный набор навыков. Но как только вы начнёте заботиться о 5 параметрах своего бизнеса, вы сразу поймёте, чего вам не хватает. Вот они, эти 5 параметров: забота о качестве товара + пиар + фьюжн (сочетание несочетаемого) + апгрейд + страсть быть первым и лучшим.

2. Общительность, креативность, нравственность, умение выбирать правильные приоритеты принимать решения, иногда руководствуясь формулой: «Хватит думать – действуй!». Многие так долго думают, находясь в нерешительности, что когда нужно отважиться на действие, ситуация оказывается кардинально другой. Приходится заново её обдумывать, а время уже упущено.

3. Умение обрабатывать в уме информацию. Конкретнее: знать, где её добыть, как распознать, проанализировать, отфильтровать, преломить, отразить, обогатить и применить. А при необходимости, повторить этот алгоритм несколько раз, добиваясь в итоге перфектного результата.
Какую вы посоветуете художественную и бизнес-книгу?
Из художественных я предпочитаю те, которые отвечают моей любимой формуле «и – и»: когда книга одновременно и fiction и non-fiction. Обычно это деловые детективы, как например, у Джона Гришэма. Там, читая и переживая, учишься взаимосвязям и хитросплетениям бизнеса и жизни, в одном флаконе.

Такие книги держат в напряжении до конца и вынуждают думать и проецировать роли книжных героев на себя, постоянно вопрошая: «А как бы поступил я?». Это и есть интенсивная умственная работа.

Из чисто бизнесовых книг, ничего лучше своей книги «Комбинации в бизнесе» посоветовать не могу. В ней достаточно откровенно описаны свыше 50 моих крутых кейсов о том, как делать деньги из воздуха; как добиться успеха, когда нет никаких шансов; как научиться мыслить комбинационно, обыгрывая конкурентов, и получая от этого истинное наслаждение.