Меню
#TIPS FROM TOPS

Валерий Лось: «Инструмент развития бизнесмена – это сам бизнес»
Член CEO Club Ukraine, Генеральный директор фарм-компании Zdravo Валерий Лось рассказал почему для предпринимателя компетенции важнее навыков, о необходимости баланса между бизнесом и другими сферами жизни, а также что даёт предпринимателю МВА.
Есть ли у вас план развития?
Я немного далёк от той философии, что нужно составлять какие-то планы, потом ставить птички по их выполнению. Я живу более рефлексивно, и в плане саморазвития тоже. Есть такое понятие: адекватная самооценка. Это очень сложно, но я пытаюсь объективно оценивать себя и развивать те качества, которые, на мой взгляд, в этом нуждаются.

Я думаю, что важно сохранять целостность, поэтому не разделяю бизнес, личную жизнь, отдых. Всё должно находиться в гармонии и взаимодополняться. Нельзя быть на работе одним человеком, дома другим, с друзьями третьим.

Для меня важнее не сам план саморазвития, а понимание того, что оно необходимо и не только в узком смысле для бизнеса, а и в более широком: саморазвитие личности для полноценной жизни. Поэтому всю свою сознательную жизнь я где-то и чему-то учусь.
Сколько времени в неделю вы уделяете самообучению?
Так как это происходит рефлексивно, я не могу посчитать количество в минутах или часах. И я не могу высчитать сколько я трачу времени на самообучение, работу или удовольствия.

В более широком смысле жизнь нас учит сама, и учит постоянно. Часто на своих ошибках, потому что чужие просчёты такого опыта не дадут. Без прочувствования и проживания они воспринимаются как информация к сведению, и только пройдя этот опыт, испытывая внутренние переживания, ты понимаешь всё намного глубже.

В этом смысле на самообучение мы тратим всё свое время.
Какие инструменты/ресурсы вы используете для саморазвития?
Вначале ты видишь, например, в работе то, чего не хватает, и ищешь подходящий инструмент. Например, тренинги. Ты идёшь на тренинги, встречаешься с интересными людьми, что-то от них черпаешь. Из каждого такого общения приобретается одна-две фишки, которые потом можно применять.
В более широком смысле жизнь нас учит сама, и учит постоянно.
Общение с коллегами — это тоже инструмент. CEO Club в этом плане даёт прекрасные возможности: мы в разных форматах встречаемся друг с другом, обмениваемся идеями, узнаём о новинках и трендах, делимся опытом. Сложно переоценить возможность такого взаимодействия.

Часто читаю. Это увлечение с детства и оно останется навсегда. Предпочитаю формат «живых» бумажных книг. И на разную тематику: бизнес, художественная, историческая литература.

Если говорить об интернете, то там зарыт огромный информационный ресурс для саморазвития. Но там же подстерегает опасность «уйти в длительное плавание». Соцсети, новости — это похитители самого драгоценного и невосполнимого ресурса — нашего времени.

Ещё один отличный инструмент для саморазвития — это сам бизнес. В бизнесе перед тобой возникают разные задачи: приходится углубляться во многие вещи, появляется необходимость интересоваться трендами и находить выход из сложных ситуаций. Во время этого ты получаешь навыки и опыт, которые позже становятся частью тебя.
Используете ли вы коучинг/менторинг?
Я пока об этом только задумываюсь. Очень большая проблема для собственника и руководителя — это адекватная обратная связь. В силу понятных причин от сотрудников сложно этого добиться, даже если ты открыто демонстрируешь такое желание. Зато мне в жизни повезло с женой, она хороший психолог и умеет показать зоны развития.
Нужен ли бизнесмену МBА? Если да, то где посоветуете получать?
Если спрашивать: «Обязательно или нет?» — точно не обязательно. Особенно сейчас, когда наличие диплома не имеет решающего значения во многих отраслях. Существует масса альтернативных инструментов: курсы, тренинги, даже те же мини-МВА, которые заточены на приобретение конкретных навыков.
Для предпринимателя менее важны узкие навыки, больше – управленческие компетенции.
Я закончил МВА, учился в MИM-Киев. Этим можно воспользоваться, но не с точки зрения приобретения каких-то навыков, а больше для того, чтобы побыть в среде, пообщаться с людьми из других бизнесов, поработать совместно над кейсами, обогатиться опытом. То есть, нетворкинг и расширение кругозора. Обычно ты видишь только тот бизнес, которым занимаешься и в котором постоянно варишься. Но разбирая чужие кейсы, видишь, как всё происходит в других отраслях. Два года обучения — это постоянный обмен опытом.

В своё время это дало мне хороший толчок к развитию. После первого года МВА я открыл новую компанию. Тогда мы как раз расстались с предыдущим партнером, и у меня появились свежие идеи. Замысел новой компании пришёл мне прямо на лекции. К нам приезжал профессор из Швейцарии, чертил горизонтальные структуры и меня озарило: «Вот как классно». И — через месяц-два я уже начал воплощать идею в жизнь. Поэтому, если получать МВА в Украине, то я рекомендовал бы как раз МИМ-Киев или kmbs, услугами которой наша компания также регулярно пользуется.
Какие навыки стоит развивать предпринимателю?
Для предпринимателя менее важны узкие навыки, больше — управленческие компетенции. Когда у тебя есть идея, ты можешь построить бизнес и нанять людей с такими умениями, которых никогда не достигнешь.

Главные компетенции: умение находить правильных людей для придуманной идеи, объединять их ради общей цели, создавать среду, где бы они смогли в лучшей степени проявить свои навыки. В MИM-Киев у нас был замечательный преподаватель курса «Финансы и инвестиции» Макс Абрамович Гольцберг. Он исписывал всю доску инвестиционными формулами, потом поворачивался к аудитории и говорил: «Ребята, вам не нужно это знать. Это для вас должны делать специально обученные люди. Ваша задача — глобально понимать их работу».

Нужно уметь видеть другого человека целостно, как личность. Постичь его мотивации, интересы, где бы он хотел реализоваться, что для него важно в жизни. Это касается как команды, так и потребителей, клиентов. Технологии развиваются, но этого они точно не заменят. Даже если везде заработает искусственный интеллект, всё равно за ним должны стоять люди и именно они будут двигать бизнес.
Какую вы посоветуете художественную и бизнес-книгу?
У меня нет какой-то одной книги для рекомендации. Всё зависит от того, что человеку нужно в данный момент жизни. В своё время мне очень помогла книга Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует». Она дала понять, что идеального руководителя не существует — как раз в то время, когда создав новую компанию я сильно рефлексировал по поводу своего несовершенства в этой роли. Книга Адизеса очень гармонично легла на моё восприятие бизнеса, людей и их ролей в компании, открыла другие работы автора, например «Управление жизненным циклом корпораций». Два года назад мы начали трансформацию компании по методологии Адизеса. И эти знания помогают сейчас в переходе от несистемного бизнеса к системному.

Замечательная книга, которая тоже показывает, на что нужно обращать внимание, чтобы достичь успеха с точки зрения бизнеса — это «От хорошего к великому» Джима Коллинза. Там рассказывается на чём концентрироваться и, с точки зрения руководителя, какими качествами нужно обладать лидеру. Если взять поведенческие книги, то могу отметить «Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, определяющие наши решения» и «Позитивная иррациональность: как извлечь выгоду из своих нелогичных поступков» Дэна Ариэли. На меня также сильно повлияли труды Джона Максвелла — бывшего проповедника, который позже открыл консалтинговую компанию и начал писать работы, посвященные лидерству и командам. Поэтому у меня на столе каждый раз новая книга.

Художественные книги — это хороший повод порефлексировать, отдохнуть, попереживать эмоционально. Я бы точно рекомендовал классику. За несколько лет прочитал запоем всего Достоевского и Толстого, многих других классиков — тех, кого мы «тихо ненавидели» в 9-м классе советской школы. Достоевский очень глубоко передаёт образы, характеры людей, мотивы их поведения. «Идиот», «Братья Карамазовы», «Записки из Мёртвого дома» — эти книги реально вовлекают. Проживая ситуации с героями, ты обогащаешься этим взаимодействием и начинаешь больше понимать людей в реальной жизни. А это — важная компетенция в бизнесе.

Недавно мне подарили на день рождения два тома Ремарка. Я прочитал одно произведение и мне понравилось. Ремарк очень жизненно передаёт трагедию безысходности во времена перемен. Из художественных, если так можно сказать, бизнес-книг, ко мне случайно попала книга Горького «Дело Артамоновых». Там описывается, как в конце 19 века люди строят с нуля ткацкую фабрику. Интересно было увидеть, как всё это развивалось, каким был семейный бизнес того времени и какие проблемы стояли перед ним. Может показаться удивительным, но с тех времен мало что изменилось.