«Я мечтаю обслужить мероприятие на Марсе». Александр Котолуп, «Фигаро-Кейтеринг», о том, почему владельцу нужно нанимать директоров
Александр Котолуп начал зарабатывать на кейтеринге еще тогда, когда люди не понимали значения этого слова. Его компания «Фигаро-Кейтеринг» почти 20 лет организовывает приём гостей на мероприятиях разного масштаба. Мы поговорили с Александром о том, что такое кейтеринг с точки зрения процессов, почему собственник бизнеса конфликтует с директором и когда он может начать партнерский бизнес.
ЛИЧНОСТИ
Инсайты, материалы и новости из окружения лучших СЕО страны.
О работе и жизни для тех, кто управляет бизнесом.
На сайте вашей компании пишется, что вы идейный вдохновитель. Выходит, вы уже отошли от операционного управления. В какой момент владелец может делегировать свой бизнес другим?
В 2011 году я закончил мини-МВА. Преподаватели дали понять, что функционал владельца и директора разный. А иногда эти системы даже вступают в конфликт друг с другом.

Если операционисту нужно отвечать за тактические показатели, следить за ежедневной работой, то задача собственника – заботиться о развитии, стратегии и долгосрочной перспективе.

В то время в компании появился первый наемный директор, а сейчас работает целый совет директоров – по одному на каждый департамент компании. Они проводят стратегические сессии, где определяют задачи на следующие полгода или год.
В какой-то момент тебе кажется, что только ты знаешь, как делать лучше всего. Но без делегирования не получится расти и масштабировать бизнес.
Делегирование далось мне очень сложно. В какой-то момент тебе кажется, что только ты знаешь, как делать лучше всего. Но без делегирования не получится расти и масштабировать бизнес. Сегодня мы работаем над тем, чтобы выйти на уровень 20 мероприятий в день. Что и отражено в названии компании: Фигаро здесь, Фигаро там.

Пока компания на этапе стартапа, владелец может спокойно замыкать на себе все функции. Но потом нужно нанимать директоров: очень сложно жонглировать ролями операциониста и визионера.
Где вы черпаете силы и вдохновение для работы?
Давайте разделим черпание силы и вдохновляющий контент. Чтобы заряжаться силой, нужна только одна вещь – наличие цели. Чем ярче цель и чем более четко у вас сформировано желание ее достичь, тем больше у вас сил для реализации. Если этого нет, в жизнь прокрадываются усталость, нежелание чем-то заниматься и так далее. Итак, вдохновение зависит от ясности цели.

Но цель нужно найти. Это непростой философский вопрос. Долгое время я не был уверен, что нашел свою цель и путь к ней. Вокруг все твердили: тебе хорошо, ты знаешь, чего хочешь, и понимаешь, куда идешь. Создаешь лучшую кейтеринговую компании в Украине. А я не понимал, так ли это. Родился ли я на свет именно для того, чтобы создавать атмосферу гостеприимства на событиях. Но с возрастом понял, что путь сам выбирает тебя.
То есть вы фаталист? Вы верите в определенные вещи, которые влияют на нас?
Я верю в то, что каждый из нас запрограммирован на определенный путь. Да, это о судьбе, я верю в это. Но это только треть того, что влияет на нас.
Но люди бизнеса обычно отличаются от других тем, что полагаются только на свои силы.
Именно. Поэтому я и говорю о трех вещах. Вторая часть – воля личности, воля к изменениям. Это влияет на успех.

Что касается контента, я очень люблю кино. Многие интересные детали для бизнеса я черпаю именно оттуда. По средам мы проводим общие собрания коллектива, преследуя две цели. Первая – делиться событиями, связанными с общим информационным полем компании (что произошло за неделю и что есть на текущий момент). Вторая – мы должны создавать положительное поле, чтобы вдохновлять друг друга.
На каждом собрании я выступаю с небольшой речью на 5-7 минут, чтобы объединить команду. Почти в каждой второй речи я ссылаюсь на кино. Например, мы с детьми смотрели мультфильм «Монстры на каникулах». Я сделал нарезку эпизодов из него, чтобы показать команде.

Когда монстры отправлялись на каникулы на круизном лайнере, их ожидал безупречный сервис. То есть, по мнению режиссера, именно так должно выглядеть идеальное обслуживание. Так мир видит образцовый кейтеринг, значит нам нужно это учесть.
Теперь о кейтеринге. Какая ключевая компетенция в этом бизнесе – сервис, логистика, кухня? Кейтеринг – это о чем?
Это обо всем одновременно. Причем подавать нужно все три компетенции вместе. Ведь клиент не понимает, почему в кейтеринге он должен платить больше, чем в ресторане за блюдо.

Кейтеринг основан на этих трех китах: сервис, продукт и логистика. В ресторане есть сервис и продукт, нет логистики. В доставке есть логистика и продукт, но нет сервиса.
Как вы смотрите на партнерский формат бизнеса?
У меня есть партнер, но я не могу сказать, что это классическое партнёрство. Я развиваю бизнес вместе с женой и матерью наших детей. Она владеет долей в нескольких компаниях «Группа».
Как тогда разграничить бизнес и семью?
Это невозможно. Я не верю в формулировки вроде «после 18 мы не говорим о работе». Например, вчера я отмечал день рождения, мы пригласили самых близких друзей. Но одновременно с проведением праздника мы тестировали новый формат кейтеринга. Сложно определить, чего же было больше в процессе – семьи или бизнеса.

В CEO Club есть члены, у которых десятки партнерских бизнесов. Мой личный вызов – тоже создать совместный проект. Но проблема кроется еще в детстве. Когда-то в 70-х у меня была копилка. Родители попросили ее у меня, чтобы добавить денег к покупке холодильника. И такое партнерство мне очень не понравилось.

Еще одна причина – в Украине крайне тяжело с доверием. Но в этом году я поставил себе цель начать партнерский бизнес. Я встречаю много людей, которые предлагают отличные идеи, но пока я себя сдерживаю.
Расскажите о личном распорядке дня. Есть какие-то особенности?
Я семейный человек и живу далеко за городом. Мне нравится просыпаться рано и готовить завтрак. Каждое утро я делаю физические упражнения. И регулярные звонки двум ключевым сотрудникам компании: в 6:50 и 7:00. Согласовали задачи, планы – и весь день работаем.

Иногда не успеваю пообедать. Как для человека, который угощает других, звучит иронично. Дважды в неделю я нахожусь в офисе и погружаюсь в операционку. Но больше занимаюсь развитием компании, ее безопасностью: строю имидж, репутацию, удерживаю текущих клиентов и ищу новых.
В чем ваша сильная сторона как предпринимателя?
Все мы любим комфорт, но стабильность – это когда ты прочно стоишь на обеих ногах и не двигаешься. Шаг вперед – это уже не стабильность. Как только кто-то из команды замирает или ищет статус-кво, он теряет статус члена команды.
Ресторан – это такси от дома в центр. А кейтеринг – это ракета Маска на Марс.
Мне очень важно поддерживать движение вперед. Особенно когда ты уже достиг успеха и можно было бы отдохнуть. То, что мы выдаем на рынок, через несколько месяцев предлагают другие игроки индустрии. Поэтому мы постоянно совершенствуем бизнес-процессы, чтобы работать с опережением на много шагов.

У меня родилась аллегория. Ресторан – это такси от дома в центр. А кейтеринг – это ракета Маска на Марс. И то и другое транспорт, но только разного уровня. И да, я мечтаю обслужить мероприятие на Марсе.
CEO Club Ukraine
CEO Club Ukraine — закрытый бизнес-клуб, объединяющий СЕО и собственников среднего и большого бизнеса для развития, общения и сотрудничества.
Похожие статьи