Возможности VR и AR для бизнеса в Украине


Насколько развит рынок виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в Украине, как бизнес может использовать эти технологии и сколько стоит разработка подобных продуктов? Специально для CEO Club экспертизой поделился Сергей Бондаренко, CEO Skywell Software.
ЭКСПЕРТИЗА
Мы создали Telegram канал. Тут вы найдете инсайты, материалы
и новости из окружения лучших СЕО страны.
О работе и жизни для тех, кто управляет бизнесом.
Присоединяйтесь, чтобы быть с нами!
Мы создали Telegram канал. Тут вы найдете инсайты, материалы и новости из окружения лучших СЕО страны.
О работе и жизни для тех, кто управляет бизнесом.
Присоединяйтесь, чтобы быть с нами!
Как обстоит дело с рынком виртуальной и дополненной реальности в Украине?
Сложно говорить об украинском рынке VR и AR. Есть всего несколько команд, которые способны качественно работать над проектами и демонстрировать полноценные решения с качественной графикой. Вдобавок рынку вредят самозванцы, которые выдают чужие наработки за свои.

По сути, рынок только зарождается. Бизнес, начиная с этого года, задумался о бюджетах и маркетинговых затратах на AR- и VR-продукты. Но ситуация весьма благоприятная — сейчас эти технологии дают нерегулируемую и свободную зону для рекламы сигарет и алкоголя.

Пока практически невозможно рассчитывать на украинского заказчика. Многие команды стараются работать за пределами Украины.

Только единицы способны целиком разработать продукт. Далеко не у каждой команды есть возможность производить все составные компоненты самостоятельно. Часть занимается только анимацией и графикой, часть — только разработкой программной части продукта.

Поэтому цена экспертизы дорогого стоит. Пока некоторые только начинают ее искать, у нас уже есть готовые продукты и кейсы. Ведь нельзя по радио продать цветной телевизор. Также и с графикой — её нужно только видеть.
Где узкая зона VR и AR технологий?
Хорошие технические специалисты обычно далеки от графики, а 3D artist-ы не находят точек соприкосновения с программистами. Поэтому здесь ценят гибкий склад ума и способность устанавливать коммуникацию между профессионалами обоих профилей.

Также те 3D artist-ы, которые есть сейчас на рынке, не до конца понимают всех особенностей графики AR и VR. Это два совершенно разных направления. Реально нет полноценных специалистов на рынке Украины, и их можно только воспитать. Для этого нужно, чтобы они хорошо знали английский язык, потому что пока не существует релевантной информации на русском или украинском языках.
Какие возможности реализации дополненной реальности, в том числе для бизнес-проектов?
Многие сферы практического применения AR только открываются. Тот, кто найдет самую крутую возможность реализации технологии, вытащит из рынка максимум.

Что уже есть? В Шанхае уже существуют AR-парки размером с «Диснейленд». Есть международные музеи, которые демонстрируют свои экспонаты без привязки к месту.

Много интересного AR реализовывается в книгах, например, в «Алиса в стране чудес». Это совершенно другой сторителлинг. Такую книгу можно читать, вертеть, рассматривать с разных сторон по-новому.

Для бизнеса сейчас будут актуальны два направления:
1
Демонстрация продукта

Можно визуализировать продукт и предварительно показать его потребителю. Например, мы разработали очень интересную и простую механику: потребителю достаточно через Facebook зайти в камеру, найти там 3D-маски и выбрать специальную товарную опцию. После несколькими движениями пальцев клиент может «вписать» появившийся предмет мебели в интерьер, тут же сделать заказ, и программа сама посчитает размеры, которые отправятся на производство.

Ещё один наш AR-кейс — это демонстрация косметики Cosmia. Как это работает? Потребители выбирают товар и при помощи камеры могут посмотреть, как та или иная косметика будет на них выглядеть. И тут же через приложение можно сделать заказ.
2
Обучение

При помощи AR можно записывать или передавать в реальном времени визуальные инструкции. Например, быстро решить проблему, не дожидаясь, пока специалист приедет на дом. Также это отличный инструмент для обучения персонала.
Сколько стоит девайс для работы с AR-приложениями для конечного потребителя?
AR-приложения доступны и полноценно работают даже на недорогом китайском телефоне за 3000+ гривен. Мы всегда начинаем наши тесты с самых дешёвых моделей, переходя к топовым.
А какой бюджет разработки AR-продукта?
Технология не очень дешёвая, надо учитывать конкретный вариант реализации. Маски для Facebook могут стартовать от 400 долларов. Средний AR-продукт будет стоить 5–10 тысяч долларов. Больше — редко, потому что есть ограничения по реализации самой технологии.
Почему стоимость переваливает за такие суммы?
Нужно отдельно создать графику, а также отдельно продумать и реализовать функционал под нее. Мы используем одновременно специалистов разного рода (3D artist-ы и программисты), а также тестируем приложение на разных девайсах, чтобы создать гибкий дизайн под разные форматы экранов.
Как можно использовать VR для бизнеса? Какие возможности технологии?
1
Визуализация проектов до их непосредственного создания.

С помощью VR можно полномасштабно визуализировать объекты, которые находятся в разработке. Например, недавно одна компания недвижимости начала в своих офисах демонстрировать будущие квартиры в виртуальной реальности. У нас в практике есть похожий кейс по предварительной визуализации магазинов одного из украинских ритейлеров.

Ещё один наш пример — визуализация родильных комнат для роддома «Лелека». Это комнаты повышенного санитарного контроля. Водить туда каждого посетителя негигиенично и нецелесообразно. Соответственно, туда лучше поместить человека виртуально, показать ему комнату, предметы, которые в ней находятся, и даже вид из окна.
2
Обучение высокого уровня концентрации.

VR — это обучение с глубоким погружением. Тут речь идёт не только об изображении, но и об уникальной возможности работать с бинауральным звуком. Это виртуальный звук, который позволяет чувствовать себя в реальном пространстве. Можно полностью сымитировать кабину самолета или машины, визуализировать новое оборудование или провести ознакомление с функционалом цехов «Новой почты» изнутри.

VR используют не только для людей, но и для обучения искусственного интеллекта и систем deep learning. С помощью VR можно научить систему ходить, распознавать образы, ориентироваться в пространстве.
3
Виртуальные аватары.

Благодаря VR специалист с любой точки мира может оказаться в нужном месте. На данный момент есть реализация, которая позволяет ходить в том помещении, в котором вы не присутствуете, и видеть происходящие в нем процессы. В дальнейшем это будет отличный вариант визуализации и контроля.
Что нужно для погружения в виртуальную реальность и сколько это стоит для потребителя?
Есть разные технологии. Stand-alone девайсы включают в себя только очки виртуальной реальности и контроллеры. Такой вариант обойдётся от 300 долларов (например, Oculus Quest). VR-станция требует наличия компьютера. Стоимость такого комплекта составляет примерно 1500 долларов (например, HTC Vive — 500 долларов + компьютер около 1000).
Такой большой разброс? 300 или 1500 долларов?
Да, эта разница весьма существенная, но и обоснованная. За 1500 долларов вы сможете загрузить больше пространства, получить другое качество графики: с использованием сложных графических эффектов, которые не просчитает stand-alone девайс. Также более дорогое устройство не вызывает чувство дискомфорта.
Получается, что использование VR-технологии накладывает дополнительные расходы на бизнес? Ведь он должен дать пользователю ещё и девайс?
Всё зависит от контекста использования. Если мы говорим про аэропорты, то там проще дать людям stand-alone очки. Если мы говорим про большой демозал, например, виртуальной мебели, то там лучше использовать VR-станцию.

Сколько может стоить такой демозал? У нас была демонстрация для Lenovo — три ноутбука от 800 до 1000 долларов и три пары очков по 400 долларов. Всего до 4200 долларов и готов стенд для показа на трех человек. Stand-alone — это могут быть 3–4 Oculus Quest за 300–400 долларов.

Технология постоянно эволюционирует, и как только появится связь 5G, мы откажемся от компьютера в принципе.
Сколько стоит разработка продукта для виртуальной реальности?
Суммы начинаются от трех тысяч долларов и выше. Средний проект стоит 5–10 тысяч долларов. Тут, как и в AR, есть и графика, и настройка программной части, и особенности адаптации под разные платформы.

Ключевое различие между AR и VR — это размер мира. Виртуальные миры всегда больше из-за того, что есть возможность пользоваться компьютером. Они более интерактивные, более глубокие и через них мы можем передавать больше информации. Например, мы создавали в виртуальной реальности склады площадью 6000 квадратных метров с разными отделами и товарами. Такое нереально реализовать на телефоне, но и стоить это будет не меньше 10 тысяч долларов.

VR-проекты могут стоить и дороже 10 000. Большое количество графики повышает стоимость. Обычно, когда заказчик что-то хочет визуализировать, то он хочет закинуть в VR от 50 предметов. Чтобы создать комнату, нужно смоделировать пол, стены, стулья, свет и т. д. Само пространство очень требовательно. Если мы его сильно упростим, то потеряется эффект реализма.
Какие кейсы Skywell реализовывает для украинского рынка?
1
Live virtual studio

Платформа виртуальной студии позволяет стереть границы между реальной студией и 3D графикой. Данное решение включает в себя цифровые задний и передний планы, трекинг камеры, хромокеинг (green screen) реального ведущего, который может взаимодействовать с дополненной реальностью.
2
Гусь

Креативная идея состояла в том, чтобы выполнить интерактивный эффект голограммы с помощью технологии захвата движения в реальном времени и дать возможность аудитории взаимодействовать с персонажем в реальном времени. Таким образом он стал настоящим гостем, который мог одновременно разговаривать с дикторами и аудиторией.

Для этого мероприятия были объединены и реализованы беспроводной захват движения тела и лица, технологии рендеринга в реальном времени, проекции и голограммы.
3
Fashion Week

Мы выступили техническим партнером для двух проектов: Ukrainian Fashion Week New York и Tokyo. Целью данного проекта была демонстрация творений современных украинских модельеров. Этапы были следующие: мы сканировали моделей и их одежду, и разместили их на виртуальном подиуме, где посетители могли наслаждаться платьями моделей со всех сторон.
4
Ecotoki

AR-приложение под Android и IOS, которое позволяет детям, играя, учить алфавит.

Приложение Ecotoki переносит деревянную доску с алфавитом в мир дополненной реальности. Это милое и симпатичное AR-приложение ровно с той степенью интерактивности, которая подходит для маленьких пользователей. Есть с английской и русской локализацией, с мужской и женской озвучкой.
CEO Club Ukraine
CEO Club Ukraine — закрытый бизнес-клуб, объединяющий СЕО и собственников среднего и большого бизнеса для развития, общения и сотрудничества.
Похожие статьи