Владимир Авраменко: «Мы успешны потому, что я всегда делаю то, что не делают другие»



Владимир Авраменко, основатель и владелец национальной кондитерской компании «АВК», на встрече CEO Club рассказал о периоде основания и активного роста компании в 90-х, эволюционировании от поставщика сырья до передового производителя и о том, как компания пережила потерю российского рынка.
ЛИЧНОСТИ
Мы создали Telegram канал. Тут вы найдете инсайты, материалы
и новости из окружения лучших СЕО страны.
О работе и жизни для тех, кто управляет бизнесом.
Присоединяйтесь, чтобы быть с нами!
Мы создали Telegram канал. Тут вы найдете инсайты, материалы и новости из окружения лучших СЕО страны.
О работе и жизни для тех, кто управляет бизнесом.
Присоединяйтесь, чтобы быть с нами!
О возникновении компании
Наша компания — ровесник Украины: она была создана 22 октября 1991 года. Только провозгласили независимость, и общество находилось в растерянности. Была гиперинфляция и полный развал.

В это сложное время я решил заняться кондитерским производством. В те годы многие компании просто промышляли коммерцией, но я не видел в этом драйва и глубины. Сейчас, через четверть века, среди лидеров промышленности Украины очень мало компаний, которые выжили спустя все эти годы.

Почему? Выжили те компании, которые заняли свою уникальную нишу, уникальный рынок, и монотонно работали на него, невзирая на кризисы, которые были, есть и будут. Всегда нужно быть готовым к новым вызовам, и об этом нужно постоянно думать.
Как пришла идея заняться кондитерским бизнесом?
Идея была очень простая и находилась в правовом поле. Раньше все заграничные контракты по сырью проходили через Москву. Из-за этого 35 кондитерских фабрик Украины остались без сырья, прежде всего без какао. На полках магазинов были любые сладости, кроме шоколада.

Мы смогли воспользоваться этой возможностью. Наша компания заработала свой стартовый капитал на поставках сырья по давальческой схеме: как поставщик какао-продуктов на кондитерские фабрики Украины. Вся Украина встречала новый 1992 год только с нашими шоколадными изделиями — тогда мы владели 100% шоколадного рынка страны. Такого больше никогда не будет.
Дальнейшее развитие компании
В тот момент был колоссальный драйв, бешеная энергетика, яркое время рождения компании. Чтобы быть успешным, нужно помнить свою историю — это ваш код и направление, в котором вы должны двигаться. Будете последовательны — будете успешны.

Когда компания достигает успехов на рынке, встаёт вопрос дальнейшего развития. Вами руководит энергия — это уже другая глубина воды: ещё не океан, но уже глубокое озеро. Возникает необходимость выходить в большой мир и искать инвестора.

Через несколько лет независимости, Украина стала интересна для внешнего мира. Сюда стали приходить компании, готовые вкладывать деньги. Так в 1999 году мы привлекли американские инвестиции: фонд WNISEF вложил $8,9 млн. В 2013 году «АВК» выкупила 25% своих акций уже за $45 млн. Американцы расценили это как лучшую инвестицию. Вдвойне приятно было узнать, что 50% от этой суммы было использовано для выплаты стипендий украинским студентам, которые обучались в США. Так мы преодолели второй этап своего развития.
Переломный момент
Началась новая фаза, связанная с драматическими событиями в нашей стране. Сегодня, по истечении четырёх лет, мы поняли, что живы, даже потеряв российский рынок и мощности на востоке Украины. Мы наконец-то начали активно наступать, однако суть наступления изменилась. Я больше не хочу развивать бизнес как раньше — экстенсивно. Конкурентная среда теперь совершенно другая: новые потребители с новыми запросами. Поэтому мы много внимания уделяем эффективности. Благодаря этому становимся более крепкими, а объёмы приходят сами собой.

К примеру, раньше 70% наших продаж приходились на российский рынок. Я чувствовал, что это тонкий лёд, и за это нам пришлось заплатить. После звездных взлётов и попадания в топ-100 мировых производителей кондитерских изделий, у нас было две опции. Первая, и у неё было много сторонников, сдаться и ничего не делать. Я её не рассматривал вообще. Вторая, начать всё с нуля.
Компания сегодня
Сегодня мы можем рассказать, как нужно бороться за жизнь. Марка не ушла с рынка, люди не попали на биржу труда, а получают зарплату выше медианы по отрасли, страна получает налоги и валютную выручку от нашего экспорта. У нас больше нет российского рынка, но мы экспортируем продукцию в 60 стран. Пока это не системные продажи, но это уже другой бизнес.

Мы продолжаем конкурировать в Украине, но приоритетные для нас те страны, где люди ждут продукт «АВК». Я считаю, что это хороший, достойный украинский кейс, который мы позже осветим. Ведь несмотря на все трудности, мы остались на рынке и стали победителями.
CEO Club Ukraine
CEO Club Ukraine — закрытый бизнес-клуб, объединяющий СЕО и собственников среднего и большого бизнеса для развития, общения и сотрудничества.
Будет интересно почитать