Корпоративное предпринимательство: тренд или способ выживания
На встрече нашего проекта для топ-менеджеров Executives Club о том, возможно ли предпринимательство в корпоративном мире, дискутировали Петр Чернышов, член совета директоров KSE, Катерина Рожкова, первый заместитель председателя НБУ, Павел Рыжий, менеджер по инновациям Philip Morris Ukraine под модерацией Романа Бондаря, управляющего партнёра Odgers Berndtson Ukraine.
ЗАМЕТКИ CEO CLUB
Мы создали Telegram канал. Тут вы найдете инсайты, материалы
и новости из окружения лучших СЕО страны.
О работе и жизни для тех, кто управляет бизнесом.
Присоединяйтесь, чтобы быть с нами!
Мы создали Telegram канал. Тут вы найдете инсайты, материалы и новости из окружения лучших СЕО страны.
О работе и жизни для тех, кто управляет бизнесом.
Присоединяйтесь, чтобы быть с нами!

Тема корпоративного предпринимательства в западной прессе в последнее время появляется очень часто. В этом подходе многие компании видят понятный способ борьбы с негативными эффектами иерархии. Эти компании часто существуют много лет и страдают от отсутствия гибкости. Организации, которые работают с корпоративным предпринимательством, пытаются привить культуру тестирования, создания гипотез, гибкости, внедрения с целью сделать компанию более конкурентоспособной, быстрой и маневренной.
Петр Чернышов, член совета директоров KSE:
Как сравнить предпринимателя с наемным менеджером? У классического предпринимателя огромный risk of failure.

Когда случается провал, он резко опускается по социальной лестнице, переходит на более низкий уровень, скажем, потребления. С другой стороны, например, вы — часть корпорации и вам поручили создать новый продукт, а вы не справились (продукт не создали или он провалился на рынке). У вас возникает failure, но здесь минимум рисков (лишение бонусов или непродвижение по карьерной лестнице).

Во многих компаниях вас, наоборот, могут даже похвалить за ошибку. Мы все читаем о предпринимателях, которые что-то придумали и получили крупную выгоду. Если много рисковать, то и апсайд будет неограниченный. В корпорации такого не будет, тебе только скажут: «Молодец, ты соответствуешь культуре нашей корпорации, иди работай дальше». И заплатят бонус в размере 2–3 зарплат.

У предпринимателя не бывает стабильности. Как только вы говорите о стабильной зарплате — это не предпринимательство. Возможно, хороший продакт- или маркетинг-менеджер, но не предпринимательство.
Настоящее предпринимательство — это когда люди намеренно идут туда на пять лет, понимая, что будут падения, ситуации, когда они не смогут платить своим сотрудникам, будут экономить свои деньги, спать в офисе. Такого нет в корпорации.
Почему в корпорации нет такого понятия, как предпринимательство? Корпорация измеряется кварталами. Вот квартал закончился, мы посмотрели, как мы работаем в сравнении с рынком, как там наши акции. В результате кого-то похвалили, кого-то нет, кто-то получил бонусы.

Настоящее предпринимательство — это когда люди намеренно идут туда на пять лет, понимая, что будут падения, ситуации, когда они не смогут платить своим сотрудникам, будут экономить свои деньги, спать в офисе. Такого нет в корпорации.

Многие компании любят создавать резервации. Например, в Amazon есть место в главном офисе, куда можно приводить своих собак, там все удобно и создано для сотрудников. Всего в Amazon работает 550 тысяч человек. Сколько сидит в штаб-квартире? 70 тысяч человек, для которых созданы специальные условия. Остальные — это работники на складах, в колл-центрах. Представьте, что думают эти сотрудники компании о тех 70 тысячах. Создание таких резерваций — это очень опасно.

Если вы хотите, чтобы сотрудники проявляли инициативу, радовали и удивляли вас, нужно, чтобы вы, как руководитель, подавали пример. Так сказать: «If you talk the talk, you should walk the walk». От лидера зависит главное — он может сформировать вокруг себя команду, людей, которые ему соответствуют и не боятся рисковать. Но главная проблема в компаниях — это мидл-менеджмент. И самая большая задача СЕО — изменить мидл-менеджмент. От этого зависит все. А всех увольнять нельзя — людей надо менять, с ними нужно общаться.
Катерина Рожкова, первый заместитель председателя НБУ:
В мире всего 4% предпринимателей. И это нормально, потому что предприниматель — это своего рода генератор идеи, и кто-то потом должен эту идею допилить, запустить, апробировать, масштабировать, посчитать бюджет. Если бы все были предпринимателями, то мир сошел бы с ума.
Как только ты начал получать инъекции инноваций, ты «сел на иглу». Этот процесс не закончится никогда. Если вы начали создавать такую корпоративную культуру, то надо перестраивать компанию, чтобы каждый видел себя частью организации и ее миссии.

В мире всего 4% предпринимателей. И это нормально, потому что предприниматель — это своего рода генератор идеи, и кто-то потом должен эту идею допилить, запустить, апробировать, масштабировать, посчитать бюджет. Если бы все были предпринимателями, то мир сошел бы с ума.

Это нормально, что их мало, и те идеи, которые уже приняты, организация должна абсорбировать.

Если говорить о Нацбанке, то сейчас мы попали в ловушку среднего дохода, так работает большинство организаций. Чтобы увеличить доход, ускорить процесс трансформации, увеличить темпы роста, ты пытаешься поставить некий конвейер, создать процессы, которые ускорят работу. Сначала конвейер работает, а потом устаревает: все знают, какую кнопку нажать, всем комфортно. А потом кому-то приходит мысль перестроить этот конвейер, но он начинает отчаянно сопротивляться.

Здесь и нужна гибкость. В бизнесе ее можно получить не только изнутри, но извне, от конкурентов. Сейчас эти инновационные прививки особенно эффективны благодаря новым технологиям, огромному количеству информации, которую мы имеем. Если этого не делать, то бизнес сойдет на нет. Если вы хотите быть лидером, нужно придумывать что-то другое и новое.

Почему мы считаем, что должны быть гибкими? Рынок всегда будет развиваться быстрее. Такова природа бизнеса, его не так сдерживают функции, положенные на него законом, как, например, госбанк. А вот если регулятор будет жить догмами, то эти регуляции превратятся в никому не нужный формальный подход. Мы обязаны быть гибкими, потому что среда меняется быстрее. И это хорошо. Как пример, мы сейчас на этапе завершения и готовимся запускать проект по е-гривне.
Павел Рыжий, менеджер по инновациям Philip Morris Ukraine
Корпоративный предприниматель — это сотрудник компании, который постоянно проактивно ищет возможности для бизнеса, генерирует гипотезы, проводит эксперименты для их опровержения или подтверждения, делится полученными знаниями и выводами.
Все новое — это хорошо забытое старое. Корпоративное предпринимательство существует уже очень давно. Яркий пример этого — компания 3M. Я ее считаю действительно одной из наиболее технологически инновационных в мире. Изначально это была горнодобывающая компания, которая сейчас производит сотни тысяч различных продуктов, в том числе решения для склеивания поверхностей. Они изобрели Post-Its, когда собирались сделать хороший, сильный клей. Это failure, из которой компания извлекла выгоду на миллиарды долларов и построила на этом свою легенду корпоративного предпринимательства, как Google и сотни компаний по всему миру.

Корпоративный предприниматель — это сотрудник компании, который постоянно проактивно ищет возможности для бизнеса, генерирует гипотезы, проводит эксперименты для их опровержения или подтверждения, делится полученными знаниями и выводами. А дальше имеет возможность масштабировать проект и через это самореализоваться.

Как мотивировать сотрудников становиться такими корпоративными предпринимателями?

Во-первых, не надо надеяться, что все обратятся в эту веру и не надо ставить именно такую задачу.
Людям нужно дать возможность привносить хорошее в компанию, и тогда окажется, что многие готовы работать на ее благо. Люди часто хотят попробовать свои идеи и получить ресурс на эксперимент (зачастую речь идет о нескольких тысячах гривен).

Если коротко, то первый шаг — дать людям понять, что мир меняется очень быстро, и качество их экспертности вовсе не гарантирует им работу завтра, ведь все, что сейчас запроцессированно, уже активно автоматизируется. Второй шаг — показать, где находится дверь, за которой в безопасном режиме можно провести эксперимент со своей идей: дать ресурс и экспертную поддержку.

Я имею счастье испытывать в жизни все аспекты, о которых я сейчас говорю. И наряду с прочими удивительными вещами, которые я наблюдаю в Корпоративном Предпринимательстве, отдельно хочу отметить силу эффекта личной вовлеченности — проектные команды, состоящие из волонтеров, людей, которые сами вызвались решать ту или иную задачу и проводить эксперимент, в несколько раз чаще доводят начатое до логического завершения (подтверждение или опровержение гипотезы в эксперименте), чем команды, собранные по «добровольно-принудительному» принципу.
CEO Club Ukraine
CEO Club Ukraine — закрытый бизнес-клуб, объединяющий СЕО и собственников среднего и большого бизнеса для развития, общения и сотрудничества.
Похожие статьи