Эмоциональный интеллект — направление практической психологии, призванное обучить людей конкретным инструментам, с помощью которых они могут управлять своим эмоциональным состоянием.
Как показывает практика, наибольшего жизненного успеха достигают те, кто в критический момент способен взять себя в руки и не поддаться раздражению, панике, унынию, разочарованию, депрессии.
Исследования показали, что люди, которые достигают вершин, — не всегда самые умные, не всегда имеют высокий уровень IQ, не всегда хорошо учились в школе или заканчивали университеты. Но у них есть общая черта, — такие люди очень хорошо могут справляться со своим эмоциональным состоянием, брать себя в руки, не поддаваться провокациям, сильным эмоциям и доводить дело до конца. Кроме того, они очень хорошо чувствуют настроение других людей, могут воздействовать на эмоции окружающих, в том числе мотивировать на выполнение тех или иных задач.
Дениэл Гоулман в своей книге писал: «Вышедшие из-под контроля эмоции могут превратить умных и находчивых людей в настоящих тупиц». Почему так происходит? Дело в том, что префронтальная кора головного мозга не успевает за лимбической системой, которая работает быстрее. Поэтому, когда нас охватывают сильные эмоции, мы можем совершать реактивные поступки и потом сожалеть о сказанном, сделанном. Эмоциональный интеллект — наука про будущее, которая позволяет найти баланс между эмоциональной и рациональной составляющими.
Чем больше у человека эмоций, тем больше у него силы, мотивации, тем больше он может в жизни достигнуть. Но для того, чтобы этой энергией распоряжаться, необходимы специальные механизмы: знания, навыки, убеждения, чтобы эта энергия не «спалила» человека.
В эмоциональном интеллекте существует закон: нельзя подавить одну эмоцию, не подавив все остальные. Когда человек подавляет эмоции, то вместе с ними он подавляет и свою мотивацию. Теряется эмоциональный контакт.
Что такое эмоциональный интеллект?
Emotional Quotient — это способность осознавать и управлять своими эмоциями, а также способность осознавать и управлять эмоциями других людей.
Есть четыре способности эмоционального интеллекта:
Первая — способность хорошо чувствовать и осознавать эмоции. Если эмоция неосознанная, она начинает управлять нашим поведением. Появляются обида, страх, злость.
Вторая — способность управлять своим эмоциональным состоянием. Этому не учат в школе, мы приобретаем эту способность через жизненный опыт.
Третья — способность хорошо чувствовать окружающих. Учёные доказали, что в нашей голове существуют зеркальные нейроны, они отвечают за способность чувствовать и испытывать эмпатию. Но её можно заблокировать. Причиной этому есть излишняя сфокусированность на себе, своих чувствах, интересах, потребностях, желаниях. Человек перестает замечать вокруг других людей. В чем практическая ценность того, чтобы хорошо чувствовать окружающих? Ценность в достижении: когда мы чувствуем людей, то мы понимаем, как с ними взаимодействовать.
Четвёртая способность — это влияние на чужие эмоции. Это способность своими действиями, поступками, словами, оказывать влияние на то, что другие люди чувствуют. Это одна из важнейших компетенций для руководителя; управляет всегда тот, у кого выше эмоциональный интеллект.
Как определить человека с низким эмоциональным интеллектом?
— такой человек не умеет вовремя распознать свои эмоции и плохо понимает причину своих поступков;
— такой человек плохо распознает эмоции и состояния окружающих;
— такой человек не умеет управлять своими эмоциями;
— такой человек не понимает влияния своих слов и действий на эмоциональное состояние своего коллектива.
Что нужно знать про свои эмоции?
От природы нам даны семь базовых эмоций, всё остальное — чувства, состояния, настроения, аффекты.
1. Интерес
Когда мы предвидим удовлетворение какой-то потребности, у нас автоматически появляется интерес к этому. И если мы к чему-то утратили интерес, то это значит, что мы утратили способность получать от чего-то удовольствие.
2. Радость
Это эмоциональная награда за приложенные усилия. Пока мы не утратили способность чувствовать радость, мы можем не переживать за свою мотивацию.
3. Злость (гнев)
Гнев нужен для двух функций: нападения и защиты. Когда кто-то нарушает наши физические или психологические границы, то срабатывает сигнальная система.
4. Печаль
У печали есть несколько функций: первая — переживание утраты («инструмент поплакать»); вторая — замедление мыслительных процессов, переоценка жизненных ценностей. Важно понять, о чём эта печаль вам хочет сообщить.
5. Страх
Это про «выживание», «напряжение» и «сжатие». Когда человек не испытывает страха, он может потерять бдительность, осторожность, стать беспечным. Нужно быть не бесстрашным, а осторожны.
6. Отвращение: всё, что вызывает у нас рвотный рефлекс
Тут очень важно момент «от чего меня тошнит» принимать как сигнал, что нужно взять паузу, отойти в сторону, отдохнуть или переключиться. Иначе это путь к эмоциональному выгоранию, депрессии.
7. Удивление
Когда что-то нарушает наше представление о том, как должно быть, то мы удивляемся. Задача удивления — адаптироваться к ситуации, собрать про неё больше информации, чтобы понимать, как действовать. Удивление — это единственная промежуточная эмоция, которая готовит нас либо к радости, либо к страху или гневу.
Все эти эмоции важны в нашей жизни. Проблемы с эмоциями возникают тогда, когда они неотрегулированные. И речь здесь не о том, чтобы избавляться от своего эмоционального состояния — нужно просто «отремонтировать» некоторые механизмы. Эмоциональный интеллект этим и занимается: учит, как хорошо чувствовать свой эмоциональный аппарат и иметь точки доступа для его коррекции.
Один из критериев эмоционально зрелого человека — это способность нести ответственность за свои эмоции. Взяв на себя ответственность, мы получаем возможность выбирать, разрешать себе эмоции.
Существует три основных установки для того, чтобы взять на себя ответственность:
— «Я несу стопроцентную ответственность за свои эмоции и за результаты действий, вызванных этими эмоциями»
— «Вы не несете ответственность за мои эмоции»
— «Я не несу ответственность за ваши эмоции»
И с такой позиции мы имеем больше эмоциональной свободы и меньше зависимости от эмоционального состояния окружающих. Если мы берем ответственность за эмоции других, то мы не признаем в них взрослых людей. Если вы несёте ответственность за эмоции всех вокруг, то будьте готовы испытывать постоянные тревогу, чувство вины, гнева, страха. Именно потому очень важно различать ответственность за ситуацию, которую вы создаете, и ответственность за те чувства, которые люди в связи с этим испытывают.
Очень важно обращать внимание на чувства другого человека, и проговорить ему, что он чувствует.